Система образов в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Система образов в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» — это сложная и многогранная структура, в которой каждый персонаж играет важную роль в раскрытии главной идеи произведения. В центре внимания находится образ мнимого ревизора Ивана Александровича Хлестакова, вокруг которого разворачиваются события. Хлестаков представляет собой типичное воплощение пустословия, легкомыслия и фантазийности, что делает его не только смешным, но и опасным.  

Простодушный и ветреный Хлестаков противопоставлен хитрым и опытным чиновникам уездного города, которые олицетворяют собой коррумпированную систему власти. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — центральная фигура среди чиновников, их авторитарный лидер. Именно он раздает приказания и формирует план прохождения проверки. Его образ — это символ безнравственности и цинизма, присущих местному управлению. Его страх перед «ревизором» вскрывает всю глубину его порочности и лицемерия. Остальные чиновники, такие как почтмейстер Шпекин, судья Ляпкин-Тяпкин и попечитель богоугодных заведений Земляника, представляют собой карикатурные типы, каждый из которых имеет доминирующие пороки. Так, судья — человек легкомысленный и праздный, кичится тем, что берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер любопытен и бесчестен, он читает все письма. А Хлопов, смотритель училищ, настолько безволен и малодушен, что его так и хочется назвать «Холоповым». Земляника, «совершенная свинья в ермолке», как пишет Хлестаков, готов донести на любого коллегу, лишь бы самому выпутаться из беды. Фамилия полицейского («Держиморда») стала именем нарицательным, воплощающим глупость, жестокость и готовность слепо подчиняться начальству. Каждый чиновник олицетворяет определенные стороны бюрократической системы, угнетающей личность.

Не менее важны образы других персонажей, например, семьи городничего. Анна Андреевна и её дочь Марья Антоновна вносят в пьесу мотивы личных амбиций и простодушного легкомыслия. Их стремление понравиться Хлестакову подчёркивает общее лицемерие и готовность обмануть даже себя, лишь бы достичь своей цели.  

Образы второстепенных персонажей, таких как Осип, слуга Хлестакова, и купцы, жалующиеся на чиновников, также играют значимую роль. Они служат своеобразным фоном, который подчёркивает главные черты каждого действующего лица. Осип, несмотря на свою позицию слуги, часто оказывается умнее и проницательнее своего господина, что добавляет пьесе оттенок сарказма.  

Система образов в «Ревизоре» создаёт мощную сатиру на российскую действительность XIX века. Каждый персонаж, от главного до второстепенного, вносит свой вклад в разоблачение человеческих пороков, таких как жадность, страх, лицемерие и глупость. Гоголь показывает, что эта система пороков охватывает все слои общества, превращая пьесу в бессмертное произведение обличающего характера.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *