Счастье в пьесе «Вишнёвый сад» (А.П. Чехов)

(601 слово) Что же такое счастье на самом деле? Можно определить его как чувство и состояние полного внутреннего удовлетворения или успех, удача. Понятие счастья для каждого человека достаточно субъективно. Оно может заключаться в каких-то мелочах, а может проявляться, наоборот, в больших потребностях. Можно сказать, что определение счастья зависит от духовных нужд каждого из нас.

Обратимся к произведению А.П. Чехова «Вишнёвый сад»: что же для героев является счастьем? Само название произведения наталкивает нас на ответ: вишнёвый сад является центральным объектом, для кого-то он несёт счастье, а для кого-то горе. Но всё не так однозначно, как могло бы показаться.

Главная героиня, Раневская Любовь Андреевна, – помещица, проводит во владении и саду все лучшие свои годы, за исключением нескольких лет за границей. Когда приходит время возвращаться в родной дом, Раневская узнаёт, что поместье находится в долгах и ей предлагают такой вариант: вырубить сад и сдавать участок под дачи. Но помещица не хочет этого делать, несмотря на то, что сад сам по себе никакой пользы не несёт, для Раневской это символ детства и чего-то родного. Можно сказать, что Любовь Андреевна несчастна, потому что она живёт в своих воспоминаниях, а не в настоящем времени. Недостижимость прошлого заставляет ее страдать. Для неё детство – это годы беззаботности, чего-то лёгкого. Но то, чего не вернуть и не удержать.

Можно сказать, что именно в этом заключается счастье для Раневской – родное поместье и сад, ведь за границей она не смогла стать счастливой, потому вернулась на Родину. Не без печали она рассказывает, как любит родной дом и не видит жизни без вишнёвого сада:

«…если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом».

А теперь, когда поместье потеряно, она вновь ощущает себя несчастной, будто бы с поместьем украли её детство, воспоминания и годы беззаботности.

Гаев, брат Раневской, иначе относится к счастью.

«Говорят, что я все своё состояние проел на леденцах».

Такое отношение сказывается в целом на образе жизни Леонида Андреевича – ему бы в бильярд поиграть, да леденцы в рот положить. О нём говорят, что он ленив, и даже когда ему предоставили возможность заработать денег, он не стал бы этого делать. Этот герой тоже несчастен, потому что его потребности больше не закрывает наследный капитал.

Дуняша относится к счастью так:

«Всё-таки какое счастье побывать за границей».

Для неё счастье – быть с Яшей и вырваться из рутины. Но Яша в конечном итоге бросает её и отправляется во Францию вместе с Раневской.

В произведении можно заметить и философское отношение к счастью, которое автор передаёт нам через Петра Трофимова, «вечного студента». Если для кого-то счастье – это найти любовь и жениться, то юноша отрицает любовь и ставит себя выше этого чувства. Для него куда важнее ощущать свободу и искать истину:

«…мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни».

Для него, в отличие от окружения, счастья в деньгах быть не может, поэтому он так легко отказывается от подачек Лопахина. И от работы. Куда приятнее говорить о высоком и презирать богатых.

Для Лопахина счастье безусловно заключается в победе, в гордости. В конце он произносит речь, где даже сам не может поверить в то, что он, потомок крепостных, теперь владеет тем имением, в котором его отец был рабом:

«Я купил!.. Вишнёвый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишнёвый сад мой!».

Правда, покупка не избавляет Лопахина от комплекса плебея и самозванца. Он продолжает считать себя «мужиком» и не осмеливается сделать предложение Варе.

Проблема счастья в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» заключается в том, что каждый в результате оказывается несчастным. Только молодые люди, Аня и Пётр, не отчаиваются и готовы испытать удачу на Родине. Но они еще молоды, так что их будущее туманно, как и их представления о счастье.

Автор: Анастасия Занько

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *