Роль пейзажа в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
Лев Николаевич Толстой является большим мастером слова, из-под пера которого каждый эпизод оживает и обретает уникальные краски, будь то описание исторического события или же персонажа. Нельзя не отметить описание природы и роль ее в произведениях Толстого. Ведь именно в ней автор заключает особые мотивы и смыслы, которые помогают в раскрытии персонажей, а также заставляет читателя задуматься о многом.
Природа в творчестве Толстого является не просто фоном для действия персонажей, но и своеобразным зеркалом, в котором отражаются их переживания и мысли. Она словно сплетается с ними во едино, помогает им в душевных поисках, ведь герои Толстого в произведении «Война и мир» постоянно находятся в поисках себя.
Толстой условно делит героев на «положительных» (это князь Андрей Болконский, Пьер Безухов или же Наташа Ростова) и «отрицательных» (Берги, Анатоль Курагин или Элен). Ищущих персонажей прельщает природа, они любуется ею, восторгаются, находят в ней нечто духовное, высокое. А вот равнодушным ко всему эгоистам природа не интересна, это говорит о их духовной опустошенности и нравственной неполноценности. Даже если они упоминают о природе, то только чтобы поддержать разговор. Выглядит это фальшиво.
Природа в «Войне и мире» помогает героям в их душевных метаниях, это способ развития героев, их духовного обновления. Как, к примеру, образ неба над Аустерлицем являет перед раненым Болконским новый этап в его мировоззрении и жизни, это переломный момент в сознании героя, а также способ Толстого показать читателю его философские и идейные взгляды. Все былые заслуги, все войны и кумиры, кажутся Андрею бессмысленными. Он увидел то, чего раньше и не замечал – это озарение:
«все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
Есть еще один важный момент в произведении, который показывает духовное состояние Болконского, это олицетворение его внутренних переживаний и метаний через образ дуба, который предстает перед ним сухим и уродливым на фоне других деревьев. Кора обломана, ветки в разные стороны. Все это отражение внутреннего состояния героя. Его чувства и тяга к жизни также засохли и надломились. Андрей тяжело переживает удары судьбы, его настрой контрастирует с оживлением окружающего мира и выглядит ошибочным:
«Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…».
Любование ночью в Отрадном сближает духовно и Наташу Ростову и Андрея Болконского, хоть они и наблюдают за красотой ночи порознь. Но все же оба испытывают похожие чувства, такие как трепет, особое очарование и эмоциональный всплеск.
На обратном же пути из Отрадного Болконский видит дуб совсем другим: преобразившимся и помолодевшим. Наполненный чувствами после подслушанного разговора Сони и Наташи, Болконский расцветает духовно и наполняется светлыми красками жизни в душе. Таким же предстает, который переливается в лучах солнца и утопает в раскидистой зелени, которая как символ новой жизни, расцветает и в душе князя.
Множество сцен изображения пейзажа и его воздействия на героев присутствуют в романе. К примеру, сцена охоты Николая Ростова предстает перед читателем прекрасным утром:
«…небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана…»
Пейзажи на фоне войны тоже соответствуют настроению: Бородинское поле, омываемое дождем; поля, на которых крестьяне собирали урожай, нынче омыто кровью убитых. Будучи противником войны, Толстой старается убедить и читателя в этом, приводя пейзажи под особенным углом зрения, обнажая всю боль войны в соприкосновении с природой, создавая пейзаж горести и печали.
Таким образом, пейзаж в романе «Война и мир», играет очень важную роль в описании и раскрытии персонажей, а также в отражении любых других событий и отношения автора к ним.
Автор: Артем Иволга