Сочинение: Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
(469 слов) Самым известным произведением Николая Васильевича Гоголя является поэма «Мертвые души». На протяжении долгих семнадцати лет писатель трудился над ее созданием. Он часто переосмысливал сюжет, менял героев и переписывал главы. Известно, что только над первым томом повести писатель работал шесть лет. Замысел данного произведения у Гоголя появился благодаря Александру Сергеевичу Пушкину. Именно он подсказал идею Николаю Васильевичу. Пушкин сам хотел претворить в жизнь свой замысел, однако он все же посчитал, что Гоголь лучше с этим справится. Именно так и получилось.
Важное место в поэме занимают лирические отступления. В них автор выразил свое собственное мнение по поводу тех или иных событий и свое отношение к героем. Попытаемся выяснить, какую роль играют лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души».
Листая страницы произведения, читатель замечает в нем философские отступления: «О страстях», «Толстый и тонкий», «О человеке» и так далее. Отступление «Толстый и тонкий» представляет собой сатиру на чиновников той эпохи. По мнению Николая Васильевича, это самые безнравственные и непорядочные люди. Писатель отмечает, что зачастую власть оказывается в руках глупых и малограмотных людей. В представлении Гоголя особый класс составляют толстые чиновники. Они представительно выглядят и занимают самые достойные должности. Такие люди обладают хитростью. В нужный момент они с лёгкостью могут подстраиваться под тех, кто занимает более высокие должности.
Лирическое отступление «О страстях» отражает мысль автора, что каждый человек в определённой степени подвержен страстям. Безусловно, одни страдают из-за неизменных страстей, другие же существуют ради благих свершений.
В лирическом отступлении «О человеке». Николай Васильевич размышляет над человеческой сущностью. Автор отмечает, что по мере взросления люди меняются. И представить себя в старости невозможно.
Произведение «Мёртвые души» пронизывает мотив любви к своей Родине. Можно заметить, что Россия является единственным положительным персонажем в данном произведении. Остальные персонажи произведения, включая Павла Чичикова, являются антигероями. В лирическом отступлении «Русь-тройка» писатель сопоставляет великую и могучую страну с лихой тройкой коней. Подобно ей, Русь устремляется навстречу будущему. Высказывание «А какой русский не любит быстрой езды» закрепилось в народе и стало крылатым.
Лирическое отступление под названием «Русское общение» повествует об особенностях общения русского народа с иностранцами. Так, по мнению Николая Гоголя, русский человек начинает подстраиваться под собеседника, когда говорит с представителем другой нации. С людьми, занимающими высокие должности, человек разговаривает очень послушно, выражая вежливость и покорность. Слово русского народа всегда является емким, оно имеет особую силу.
«Повесть о капитане Копейкине» является самостоятельным рассказом. Автор повествует о капитане, который стал инвалидом во время военных событий. Автор рассказал о человеке, который отважно сражался за свою Родину, но не получил никакой благодарности. Данный рассказ наглядно отображает сущность чиновничьей России, где истинный патриотизм никак не вознаграждается.
Можно утверждать, что лирические отступления выполняют важную смысловую функцию в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». С их помощью автору удалось добавить в поэму юмора и актуальности. Абстрактные рассуждения о мире всегда сохраняют злободневность. Так автор выразил свои собственные мысли по поводу различных событий, а также продемонстрировал свое отношение к главным персонажам.
Автор: Виктория Комарова