Сочинение: Роль Хлестакова в «Ревизоре» (Н.В. Гоголь)
(419 слов) Комедия Гоголя «Ревизор» – одна из ключевых и для своего времени, и для всей истории русской литературы. Пьеса о провинциальных нравах, извечных проблемах, связанных с социальным неустройством и личным поведением каждого человека. Пьеса о страхе за свою неправедность и нежелании измениться, комедия, финал которой по праву можно назвать одним из самых эффектных в истории драматургии – если наблюдать его вживую в правильном исполнении актёров. Наконец, комедия, которая, как и всё у Гоголя, переходит в трагизм, в «невидимые миру слёзы». «Ревизор» остаётся и сегодня произведением актуальным и полезным для понимания причин неустроенности: и в жизни социума, и в жизни человеческой души.
Роль Хлестакова в пьесе – центральная. Хотя он и не задействован во всех эпизодах, именно с его подачи движется весь сюжет. Скажем о самом сюжете пару слов, чтобы эта роль стала очевидней. Уездный городок ждёт приезда ревизора – человека, который должен проверить, в каком порядке содержатся административные службы. Все должностные лица этого городка во главе с городничим – нечисты на руку: каждому есть что скрывать и чего бояться, если правда раскроется. Хлестакова случайно принимают за ревизора и начинают относиться к нему с подобострастием, стараясь всячески задобрить его разными благами. Сам Хлестаков – обычный молодой повеса – охотно принимает эту иллюзию на себя. Так и разворачивается весь сюжет почти до финала.
Также с Хлестаковым связывается важный мотив для всего произведения: мотив мнимости, обмана, иллюзорности. Он разрабатывается и сюжетно, о чём мы уже сказали, и идейно. Сам Хлестаков – большой любитель выдумывать небылицы и рассказывать их как реальные события из личной жизни. Он придумывает невозможное, возвеличивает в своих рассказах себя до такого масштаба, что все глупо верящие ему персонажи ещё больше преклоняются перед ним и его мнимым могуществом, не видя, что это уже полный абсурд. Но именно в этот абсурд все окунаются – как в действительность.
И ещё одна важная черта Хлестакова – его всеобщность: наличие в нём тех черт, которые есть во всех окружающих. Сам Гоголь отмечал:
«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым…»
И, конечно, образ Хлестакова – едва ли тот, который мы захотим избрать себе в идеал. Но здесь, снова и снова, срабатывает и воздействие искусства вообще и разрабатываемый Гоголем принцип в частности: в театре можно увидеть нечто, очень напоминающее нам – нас самих. Но – со стороны, издали, «в другой коже» и – посмеяться над этим, и – получить возможность удивиться, вздрогнуть, ужаснуться, задумавшись – уже о себе.
Автор: Степан Самарин