Сочинение: Рецензия на фильм «Платформа»

Не каждый день меня посещают мыли о том, в каком мире мы на самом деле живем. Нет, это не трагические истории об ужасе вокруг, но и не мотивационные речи о том, что всё вокруг нас прекрасно. Нам, людям, свойственно впадать в крайности. Они помогают нам ставить цели, добиваться чего-то или ожидать от других людей определённых поступков. Мы — люди, и нам не известно, как работает этот мир. Из поколения в поколение мы пытаемся объяснить его себе то религией, то идолами, то социальными идеями, а то и вовсе отрицая всё вокруг и пытаясь объяснить лишь законами природы. Всё это порождает вечную неопределённость, которая будоражит умы из века в век.

Люди строят общество, пытаются его упорядочить и сильно страдают, когда заявленный идеал не работает. В нашем мире мы ставим себе разные установки на жизнь: кто-то уверен, что достоин лучшего, кто-то что в этом мире лишь подлые и хитрые люди добиваются всего, а хорошие становятся мучениками, и так можно перечислять до бесконечности, словно звезды на небе. Но правда в том, что наш мир не может работать по определённым критериям людей, пока они сами не научатся видеть то, кокой мир построили. И Гальдера Гастелу-Уррутии пытается показать то, куда нас приводит наше мироощущение.

Фильм, о котором мы поговорим сегодня, носит имя «Платформа, но более правильное и осмысленное его название «Яма». Именно это название максимально раскрывает его суть. Люди попадают в что-то на подобии многоуровневой тюрьмы. Но в ней нет привычного порядка вещей, точнее, в ней нет систем, лишь два правила: один раз в день с 1-го по 333-й этаж спускается платформа с едой, и второе, что никто не может упрятать еду со стола для себя, а иначе сгорит или будет заморожен. Это всё, что сдерживает людей в этом месте, больше никаких правил. Если они хотят упорядочить эту жизнь, то должны это сделать сами (сообща).

И вот в этот архаичный мир попадает Горенг, который просыпается на 48-м этаже. Он — идеалист и человек, который благодаря привычной системе живет по определённым, своим, правилам. Но здесь Горенг попадает в неизвестный ему мир и, принимая его за привычный, пытается строить социальные связи. Но его «сокамерник» тут же показывает, что здесь свои законы, которые будут всё время давить на главного героя.

В этом моменте показана специфика здешнего мира. Он живет по другим законам. Конечно, наш главный герой уверен, что он не будет потакать идеям материализма. В данном месте снова встает вопрос о том, что важнее: остаться высокоморальным человеком или выжить любой ценой. Это лишь базовая потребность, которая есть в любом обществе, но дальше ещё сложнее, мы начинаем осознавать, что здесь есть своя иерархия: те, кто сверху, не хотят слышать тех, кто снизу, а те, кто снизу, ненавидят тех, кто сверху. Этот вечный круг напоминает колесо сансары или просто наше общество. Можно много говорить о важности библейских отсылок, но дело в том, что этот фильм действует по принципу «шоковой» терапии. И его задача лишь в одном: донести до людей несколько важных истин об их обществе, а аллегории, как приятное дополнение, что делает картину ещё более осмысленной.

Горенг пытается построить диалог с соседом, и тот показывает, что лишь принцип «ты мне — я тебе» подходит для обмена словами, ничего лишнего, лишь максимальная польза, этот момент тоже показывает нашу концепцию о выгоде, когда люди пытаются строить мир на выгодных для себя условиях. Но всё же ему удается начать общение, и он узнает о принципах работы в Яме, что здесь все зависит от того, на каком ты этаже, и что самое главное, на какой ты попадёшь через месяц. Но также человек в яму может взять лишь один предмет или животное, этот момент хорошо характеризует каждого из жителей Ямы, показывая то, что ему важно.

Каждый из «гостей» этого места берет себе то, что он есть сам. Сосед Горенга взял с собой злосчастный нож, из-за которого и попал в это место, другие брали верёвки, деньги, катаны и многое другое, но что самое интересное, главный герой взял книгу. Его целью было прочесть её и бросить курить — совершенно обычные и в какой-то мере правильные цели. Это уже отличает его как человека, стремящегося к знаниям и отрицанию всего дурного в себе.

Но вернёмся к бытовым моментам. После не очень приятных и философских бесед на этаж Горенга спускается платформа, где все было в ужасном состоянии: еда, конечно, была, но казалось, будто орава варваров пировала на ней. Когда мы видим кадры платформы с едой первый раз на 0-м этаже, то не понимаем, почему уже а 47 этаже все настолько плачевно, что людям приходится есть огрызки, хотя еды столько, что должно хватить на всех. Люди сами создают себе беды, от которых и страдают, когда едят больше, чем нужно, и не уважительно относятся к тому, что имеют.

Тема капитализма — это основная история, о которой пытаются рассказать в фильме. Когда одни не могут слушать других из-за их положения, когда потребляют больше, чем нужно, и плевать хотели на тех, кто ниже, когда не готовы помочь друг другу. Это тот мир, который построен в Яме, но вам кажется, что его истоки находятся в нашем мире, а темы неравенства, транжирства, идолопоклонничества и неуважения разве знакомы нам и в реальной жизни. Каждый раз мы слышим о тяжбах нашего общества. Мир, который мы построили, многогранен и сложно объясним, но в Яме все четко и просто, и даже там люди умудрились построить жестокую иерархию, плюя сверху вниз, даже понимая, что через месяц могут оказаться внизу.

И вот, в этой системе, целый месяц Горенг прожил довольно легко: сначала он не понимал и не хотел воспринимать такой порядок вещей, но потом свыкся с этим положением дел. В это время они знакомятся с женщиной, которая ищет своего ребенка, спускаясь по платформе и убивая всех, кто ей помешает. Она похожа на стихийное бедствие, что управляется материнским чувством, и она сыграет свою роль в этом месте.

Когда уже прошёл месяц, и Горенг осознал, что связан собственным соседом, который готовится его постепенно есть, так как они оказались на нижних этажах, начинается первое испытание для человека – голод.

От участи быть съеденным Горенга спасла девушка, и тогда он сам становится каннибалом, ведь жить как-то надо, но ведь мы видим, что ему тяжело это принять, и он впадает в тяжелую апатию. Лишь его новая соседка вытаскивает его из душевной ямы и раскрывает ему смысл его пребывания здесь.

Когда главный герой понимает, что жить нужно не только ради выживания, но и пытаться сделать в этой системе что-то лучшее, то уже следующий «сокамерник» становится его последователем. И тогда нам показывают новую проблему этого общества, когда одни пытаются в порыве справедливости навязать свои идеи остальным. Горенг решил, что должен подобно Дон Ки Ходу проповедовать воздержание о желания пожирать все, но это не помогает решить проблему, они лишь через насилие (бьют всех, кто подходит к платформе) стараются довести еду до нижних этажей. Да, идея о грамотном употреблении пищи хороша, но она не решает проблему, а лишь кладёт на неё пластырь, который только скрывает, но не залечивает.

И уже в конце их пути они понимают, что должны доставить «символ», который скажет поварам сверху о том, что они живы и как на самом деле здесь живут. И уже в конце Горенг спускается на самое дно, где остается в темноте, как бы проходя очищение от того, что пережил в этом месте.

В итоге мы видим фильм, который акцентирует внимание на капиталистических и искусственно-навязанных моральных ценностях, которые не дают нам оглянуться вокруг и протянуть руку помощи тем, кто случайно оказался внизу. Из-за постоянного стремления к наживе и ее демонстрации люди не умеют выстраивать грамотную связь между собой и замыкаются на своем социальном этаже. Можно много говорить о странности места, в котором они оказались, но факт в том, что Яма в наших душах является истинной проблемой этого мира и того, почему он так построен.

Автор: Никита Славников

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *