Сочинение: Реализм в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(444 слова) Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стала эпохальным явлением в русской литературе и драматургии. Это одно из первых произведений, которые открыли новый период в развитии искусства ─ эпоху реализма. Автор использовал в своей пьесе элементы классицизма (единство места, действия и времени, «говорящие» фамилии), но комедия рассказывает о современной Грибоедову действительности. Для того чтобы понять ее, необходимо разобрать все черты реализма в произведении «Горе от ума».

Во-первых, Характеры героев многосторонни: например, типичный московский чиновник Фамусов заискивает перед Хлёстовой и Скалозубом ради влияния и богатства, хвастается Софье своим «монашеским поведеньем», но в то же время заигрывает со служанкой Лизой. Тем не менее, мы не может назвать Фамусова однозначно плохим героем: его отеческие чувства вполне понятны каждому семейному человеку. Он хочет своей дочери только добра, поэтому ищет солидную партию, чтобы она ни в чем не нуждалась. Он не доверил бы ее подлецу Молчалину, потому что увидел бы расчет с его стороны, что говорит и о других чертах персонажа — проницательности и опытности. Значит, Фамусов не плох и не хорош, он органичен и реалистичен, тогда как в классицизме у каждого персонажа была лишь одна черта, на которой строился весь образ.

Во-вторых, все действующие лица комедии говорят живым, самобытным языком, в котором используются междометия, просторечия и другие элементы, свойственные разговорной речи. Поэтому диалоги динамичны и увлекательны. Множество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми словами, заняв достойное место в лексиконе русского языка. А вот в классицизме герои выражались высокопарно и неестественно, как будто все время упражнялись в красноречии, а не выясняли отношения.

В-третьих, сама расстановка сил в пьесе вполне соответствует реалиям нашей жизни. Грибоедов писал одному из своих друзей, что в «его комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других». Разве в нашей обыденной жизни мы не наблюдали такого явления? Белые вороны встречаются в каждом обществе, так и приходят в наш мир новые взгляды. Сюжет пьесы взят из жизни и полностью ей соответствует. Даже финал лишен показного драматизма: никто никого не убивает, не переубеждает и не изгоняет, все просто расходятся, оставшись при своем. Так произошло бы и у нас, случись Чацкому забрести на вечеринку.

Наконец, каждый герой в пьесе отражает определенную тенденцию своего века. Карьеристы и лицемеры говорят голосом Скалозуба, юные восторженные барышни-идеалистки воплощены в Софье, а хитрые и беспринципные приспособленцы — в Молчалине. Персонажи обсуждают актуальные проблемы образования и крепостного права. Пьесу потому и не оценили при жизни автора, ведь каждый узнал в ней себя или своего знакомого, да и никто не хотел слышать правды о крестьянах и их тяжелой доле. Грибоедов написал слишком реалистичное произведение, которое стало энциклопедией той русской жизни, которой он был свидетелем и летописцем.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *