Сочинение: Путь от Старцева к Ионычу в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)

(475 слов) На страницах интереснейшего произведения А. П. Чехова «Ионыч» мы наблюдаем деградацию души, своего рода её духовную смерть, вырождение. В начале действия рассказа мы находим Дмитрия Ионыча Старцева интеллигентным, культурным, при этом бодрым и полным жизни человеком. У него ещё нет своих лошадей, он — скромный земский врач, однако он с удовольствием идёт пешком и весело напевает, направляясь в дом Туркиных, по данной ему рекомендации от жителей города.

В доме Туркиных, Старцев, будучи умным человеком, быстро замечает мещанскую бездарность и наигранность творческих интересов семейства. Тем не менее, Старцев, одинокий человек, проникается тёплой домашней обстановкой дома Туркиных, согревается в ней и не обращает внимания на недостатки. На этой почве вырастает его романтическое, молодое и свежее чувство к Екатерине Ивановне, Котику, чему доктор с готовностью отдаётся. Однако несерьёзное отношение к нему Котика быстро остужает Старцева и заставляет его трезво оценить обстановку, что впоследствии вытекает у него в рассудочность, душевную сухость, цинизм и пустоту.

Находясь на кладбище по прихоти Котика, осознав в этом месте бренность всех земных чувств, Старцев как будто здесь же и умирает – заранее готов отказаться от всех душевных порывов и вдохновения, способности любить и верить. «И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело вокруг…» — этой строкой описания природы автор как бы опускает занавес над своим героем, живым, чувствующим, и погружает его во мрак холода и отчуждения от жизни. Это и происходит вскоре — отказ Котика от его предложения окончательно ставит Старцева на путь духовного умирания. Почему это происходит, какая причина такому внезапному повороту души? Ведь Старцев ещё молод, полон сил и энергии… Неужели он больше не способен любить, пробовать, мечтать Разумеется, тотчас этого не произошло с доктором Старцевым. Но, возможно, у него оказалась слишком ранимая душа, из-за чего он решил не подвергать себя больше устремлениям чувства, борьбе и разочарованиям. Ведь он осознал очень хорошо, что все душевные порывы смертны, не оставят после себя ни следа, ни воспоминания. Так чего же ради искать, трудиться, страдать, и, быть может, не получить в ответ никакого признания? Не лучше ли жить спокойно, заботясь лишь о своих насущных нуждах?

Возможно, так решил Ионыч, как называет его автор по мере завершения рассказа, выражая своё сожаление о потерянном, опустившемся человеке. Быть может, он не стал бы таким, сложись всё иначе, окажись с ним рядом любимая женщина, что вдохновляло бы его на труд и духовное движение.

Но вероятно и то, что причиной деградации доктора послужила его духовная лень, нежелание трудиться, идти вперёд, искать новые цели и смысл в жизни. Возможно, Ионыч и желал для себя всего лишь мещанского счастья, подобного тому, что построила для себя семья Туркиных, где каждый доволен собой и наслаждается дешёвой славой бездарных соседей. Но поскольку такое счастье не далось Ионычу, он погружается в мёртвый материализм, механическое накопление без всякой цели. Он убивает свободное время на игру в карты, не желая больше думать и искать пищу душе. Так он решил и последовательно держится этого пути – скользит по наклонной вниз.

Автор: Диана Горина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *