Сочинение: Москва 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)

(516 слов) Булгаков выбрал Москву центральным местом действия в своем знаменитом произведении неслучайно. Именно в столице Михаил Афанасьевич начал свой творческий путь, долгое время жил и работал, в очередной раз нашел любовь (познакомился с третьей женой на квартире художника Моисеенко) и трагически скончался от болезни. Словом, его судьба была крепко-накрепко связана с этим необыкновенным местом.

«Москва — мать, Москва — родной город…» — заявил сам Булгаков при первом посещении.

Наблюдательный и чуткий писатель отлично знал нравы местных, поэтому сумел очень реалистично передать в романе настроения, царившие в обществе в те далекие годы.

Так, благодаря проделкам свиты таинственного Воланда он обозначил основные качества личности, присущие жителям столицы: склонность к бесконечной клевете ради собственной выгоды, скупость, алчность, злобность, трусость, тщеславие. Достаточно только вспомнить «сеанс черной магии» в театре «Варьете», где каждый из присутствующих с легкостью раскрыл свой неприглядный внутренний мир. 

Почуяв возможность заполучить что-то ценное, да еще и бесплатно, люди моментально забыли о банальной человечности. Словно одержимые, зрители толкали друг друга, пытаясь поймать разбрасываемые Фаготом деньги (которые, впрочем, немного позднее превратились в бесполезные бумажки), а добропорядочные барышни разных возрастов, отбросив правила приличия, чуть ли не дрались за красивые наряды. С помощью этого эпизода Михаил Афанасьевич наглядно показал, что практически у каждого есть пороки, даже если он и старается их настойчиво скрыть.

И, конечно же, подобных ситуаций и героев автор описал немало. Чего только стоят продажный Никанор Иванович Босой (председатель жилищного товарищества дома, где располагалась нехорошая квартира), предатель Алоизий Могарыч; лжец Варенуха, который злоупотреблял служебным положением, и прочие московские персонажи.

Еще один бич тогдашней Москвы — бюрократизм, который встречался (да и встречается сейчас) повсеместно и порождал такие негативные явления, как взяточничество, обман и пренебрежение к действительно важным проблемам. Также местные бюрократы медленно, но верно уничтожали малейшее проявление творчества. Известное объединение под названием МАССОЛИТ послужило отличным тому доказательством. Его члены заседали в Доме Грибоедова и должны были заниматься вопросами, касающимися литературы: выпуском журналов, поддержкой молодых авторов, просвещением. Но их рабочее время занимали совсем другие вещи: оформление «творческих» отпусков, обсуждение цен на блюда в ресторанах, дележка дач и квартир, организация травли неугодных. Народ стремился вступить в ассоциацию не потому, что хотел по-настоящему проявить себя, а потому что так было гораздо проще завладеть богатством и заполучить власть.

«Всякий посетитель <…> попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам – членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его…»

Но все ли так плохо? Естественно, нет. Хоть и с трудом, но можно было отыскать тех, чья душа еще не успела зачерстветь. Среди них, безусловно, особняком стоят гениальный Мастер и любящая Маргарита, которые остались верны своим идеалам до самого конца. И даже на представлении в театре Варьете нашлись те, кто проявил неожиданное сочувствие к конферансье с оторванной головой. Да и все пороки, на самом деле, вполне обычны. Не зря же Воланд отметил, что человечество осталось и останется неизменным на протяжении многих веков.

«Любят деньги, но ведь это всегда было…Ну, легкомысленны <…> в общем, напоминают прежних…»

Таким образом, столицу Булгаков представил сразу с двух сторон. Да, подавляющее большинство ее обитателей обладает не лучшими качествами, да, жить счастливо здесь сложно, если не готов поступиться принципами и стать эгоистичным. Но вместе с тем, как и в любом другом городе, здесь есть и хорошее.

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector