Сочинение: Проблематика романа «Доктор Живаго» (Б.Л. Пастернак)

(725 слов) «Доктор Живаго» — знаменитый роман Бориса Пастернака, за который писатель был удостоен Нобелевской премии. Однозначно отнести произведение к какому-либо жанру сложно. Но с уверенностью можно сказать, что роман представляет собой автобиографическое произведение, поскольку главный герой — мировоззренческий двойник автора. Поэт Пастернак доверил Юрию самое дорогое — свои стихотворения. Также роман можно назвать и философским. Ведь в нем поднимаются вечные проблемы бытия. Рассмотрим поподробнее, какова проблематика одного из самых известных произведений Бориса Пастернака.

Проблема взаимоотношений личности и истории является одной из главных в романе. По мнению писателя, человек не должен жертвовать собой ради внешних обстоятельств. Ему не нужно приспосабливаться к обстоятельствам, утрачивая свою индивидуальность.

Одной из ключевых проблем произведения является и проблема определения жизненного пути. Кто-то теряет правильный путь и уходит в сторону… или обретает душевную гармонию, погружаясь в тяжёлые раздумья в одиночестве? Как трактовать правильность или неправильность пути? Кто судит? Герой был вынужден бежать из голодной Москвы на Урал. Однако Живаго вовсе не ощущает себя жертвой, отправляясь в нелёгкий путь. Он надеется, что сможет найти истину и раскрыть правду о себе. Именно это и случается. Живаго не побоялся отправиться в неизведанное, и за это получает награду: настоящую любовь и новую жизненную философию.

Также автор не обходит стороной и проблему искренней любви. Это прекрасное чувство Пастернак показал во всех возможных проявлениях: любовь к семье, к мужчине или женщине, к родной земле, к профессии, к своему призванию. Любовь героям посылается свыше, они не могут контролировать свои чувства, поэтому автор не осуждает измену Юрия. Однако она сталкивается с трудностями и препятствиями в виде неустроенности окружающей действительности.

Одной из центральных проблем романа «Доктор Живаго» является проблема судьбы творческой личности во время революции. Люди стремились к правде, но это привело к столкновению идеалов с действительностью. Творчество оказалось лицом к лицу с революционным временем и его законами. Людям ничего не оставалось, как отстаивать права на свою индивидуальность и неповторимость. Несмотря на это, их стремление к творческой независимости было подавлено. Вместе с тем была потеряна надежда на освобождение.

В образе Лары воплощается проблема незащищенности красоты. В будничных заботах героиня восхищает «дух захватывающей притягательностью». Но прекрасная девушка стала жертвой похоти и разврата. Ее судьбу красота разрушила, ведь Лара привлекает опасных мужчин и не может им противостоять.

Проблема социальной несправедливости тоже поднимается автором. Писатель восхищается «людьми из народа», которые всю жизнь трудятся на родной земле. Пастернак мастерски показал истинный национальный характер персонажей. Во всех поступках этих людей прослеживается настоящий патриотизм. Но при этом они подавлены и унижены окружающей действительностью, поэтому их бунт нельзя осудить.

Создавая яркие образы, автор поставил проблему силы воли. Близкие и знакомые доктора Живаго утверждают, что у него нет никакой силы воли. Юрий обладает чувством собственного достоинства, но оно не помогает герою идти напролом к своей цели. А вот Павел Антипов, напротив, является очень волевым человеком. Несмотря на это, герой гонится за военными заслугами, из-за чего он лишается человечности и достоинства. Противопоставляя двух персонажей, писатель заставляет читателя задуматься, что же такое сила воли: благо или зло для человека? Автор утверждает, что воля не способна принести человеку добро, если он лишён человечности и чувства собственного достоинства.

Также очень ярко в романе представлена проблема человеческой судьбы, которая тесно переплетается с проблемой выбора своего жизненного пути. Каждый персонаж поступает так, как считает нужным, пытаясь всеми силами выжить в непривычных обстоятельствах. Но правильность или неправильность этого шага мы оценить не можем, потому что критерии у каждого свои.

В образе Тони воплощена проблема милосердия и прощения. Героиня знает, что Юрий оставил ее навсегда и ушёл к Ларе. Однако Тоня не обвиняет бывшего супруга, обещая достойно воспитать их детей. Она сумела подняться выше ревности, выше обстоятельств. В ее любви нет места эгоизму и собственничеству. Но в результате своего самопожертвования она остается одна.

Также одной из основных является проблема жизни и смерти. Каждый человек обязан ценить и уважать жизнь. Автор связал тему бессмертия с проблемой искусства. По мнению писателя, искусство — высшая сила, которая способна творить жизнь. Именно благодаря стихам Юрий навсегда остается в памяти своих родных и близких. Однако для доктора Живаго творчество заключалось не только в поэзии, но и в обычном повседневном труде: быт, профессия врача и так далее. И эту жизнь тоже нужно уважать и ценить, но в революционное время ее ценность упала до нуля, и это недопустимо.

Борис Пастернак поднял в своём знаменитом произведении «Доктор Живаго» вечные проблемы, которые всегда будут интересовать читателя. Писатель показал, как люди выживали в тяжёлых условиях. Ведь на долю героев выпало немало испытаний: разруха, революция, война и невозможность выбрать свое направление посреди хаоса.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *