Сочинение: Помещики в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
(536 слов) Всем знаком сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души». Ее название является «говорящим»: оно отражает не только основную завязку сюжета произведения (то, как Чичиков ездит по поместьям, скупая души мертвых крестьян), но и главную проблему, волнующую автора – проблему, безусловно, нравственную, соединяющую в себе мир человеческого сердца и мир, окружающий человека, общество, в котором живая и отзывчивая с рождения душа растет и развивается, набирается опыта, взрослеет.
Но автор рассказывает нам о каком-то другом мире, населенном не живыми, а мертвыми душами. Помещичья Россия в поэме Гоголя – это Россия «мертвых душ». Каковы же первые признаки мертвенного оцепенения души, по мнению писателя? Обратимся к тем образам помещиков, которые предстают перед читателями в произведении.
Первым Чичиков встречает помещика Манилова. Манилов – человек еще не преклонных лет, с глазами «сладкими, как сахар» и заманчивой улыбкой; он обходителен и учтив. Таких, как Манилов, замечает автор, много на свете, и все они, кажется, похожи между собой до сличения. «Люди так себе, ни то ни се», — пишет Гоголь. Яркая отличительная черта помещика – его мечтательность; он строит планы по совершенствованию своего поместья, но не может который год купить мебель в дом и кое-как следит за поместьем, ленясь и отвергая всякие житейские заботы. В образе Манилова подчеркнуты те черты характера, которые несложно было заметить, общаясь с русскими дворянами-помещиками девятнадцатого века, грезящими о преобразованиях, но не желающими действовать и нарушать покой своего существования.
Следующий любопытный персонаж поэмы – помещица Коробочка – пожилая одинокая женщина, вдова. Она зажиточная и рачительная хозяйка. Помещица пытается как-нибудь повыгоднее продать «мертвые души» Чичикову, боясь прогадать в цене. Она, кажется, до того упряма и глупа, что автор сомневается, «точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования?».
Разнузданное веселье в поэму вносит помещик Ноздрев, любитель выпить и поиграть в карты, «историческая личность» — вечно попадает в истории и любит их создавать. Ноздрев «скверный барин» и не следит за хозяйством; невозможно для него уследить даже за самим собой. Он впадает в пьяное веселье так же легко, как изливает свой «праведный» гнев на любого встречного. Хамство, глупость и наглость Ноздрева встречают нескрываемое осуждение читателей и открыто высмеиваются автором.
Образ помещика Собакевича, один из финальных образов, начинает терять свою «очеловеченность»; герой больше напоминает «средней величины медведя». Собакевич владеет большой усадьбой и всячески заботится о ее «прочности» (сам Чичиков называет Собакевича «кулаком»). Нрав помещика груб и безыскусен. Кажется, ничто не может пробраться сквозь его «толстую» кожу.
Финальный образ – помещик Плюшкин, скряга и «изношенная развалина». Плюшкин – последняя стадия развития создаваемого гоголем характера помещика. В нем с каждым днем все слабее горит огонек жизни, дом его больше похож на склеп. В усадьбе Плюшкина все живое умирает и тлеет от избытка жадности, от мертвенной хватки пустой страсти к наживе. О Плюшкине мы узнаем достаточно много, в том числе, историю его жизни. Он становится трагическим персонажем и, несмотря на свой отталкивающий характер, вызывает жалость.
В «Мертвых душах» Гоголь рассказал читателям повесть о душе человеческой, в которой «живое» и «мертвое» постоянно борются. Гоголевские помещики застыли, окаменели, отделились от мира; от одного образа к другому – в них все меньше жизни. Зараженные пороком своего времени, дети крепостничества, они вянут, не оставляя после себя плодородной почвы. «Выжженная земля» помещичьей России, чтобы вновь обернуться в цветение, должна сбросить бремя «мертвых душ», отказаться от рабства и угнетения. К этому, как всегда, с иронией и любовью к своим героям, призывает Николай Васильевич Гоголь.
Автор: Екатерина Озаровская