Подвиг в рассказе «Уроки французского» (В.Г. Распутин)
Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» поднимает сразу несколько непростых тем, среди которых вопрос истинной доброты, человечности и даже самопожертвования. Не менее важна тема нравственного подвига. В этой истории его совершает молодая учительница французского языка — Лидия Михайловна.
В финале «Уроков французского» читатель видит, как преподавательница подверглась осуждению директора школы за азартные игры с учеником и была вынуждена оставить свою работу и уехать в родные места, на Кубань. Казалось бы, нарушение субординации и негласного педагогического устава налицо – осуждение и наказание, которым подверглась Лидия Михайловна, вполне справедливы. Однако директор школы понятия не имел об истинных мотивах учительницы французского и не мог знать, что она поступила гораздо мудрее и человечнее, чем те, кто эти устав и субординацию неукоснительно соблюдает.
Лидия Михайловна с самого начала отметила главного героя как способного ученика. Однако французское произношение ему не давалось, что побуждало преподавательницу уделять ему больше времени и внимания, спрашивать с него строже остальных. Однако при этом учительница не могла не видеть, как бедный ребёнок страдает от вечного недоедания. Последней каплей, переполнившей чашу спокойствия Лидии Михайловны, стали синяки на теле ребёнка, избитого мальчишками. Вадику, главному заводиле в компании детей, игравших на деньги, не нравилось, что главный герой рассказа слишком быстро выходит из игры и часто одерживает верх.
Узнав о том, что мальчик вынужден играть на деньги и тратить выигрыш на молоко, чтобы справиться с малокровием, Лидия Михайловна приняла окончательное решение. До того она пыталась напрямую помогать мальчику деньгами, покупала ему продукты, старалась накормить. Однако это настолько сильно задевало детское чувство собственного достоинства, что учительница была вынуждена оставить попытки. Она выбрала другой способ помочь голодному ребёнку. Лидия Михайловна предложила ученику безобидную, полудетскую игру на небольшие деньги. Шокированный инициативой учительницы, мальчик всё же стал с ней играть. Лидия Михайловна постоянна поддавалась, чтобы он выигрывал и забирал деньги чаще. Ребёнок чувствовал, что с ним играют не вполне честно, однако брал деньги и тратил их на еду, успокаивая совесть тем, что не взял деньги у учительницы просто так, а честно их выиграл.
Инициатива Лидии Михайловны дала ученику реальную помощь, однако не могла остаться безнаказанной. Разоблачённая директором школы, учительница взяла всю вину на себя и оставила работу в школе, уехав в родные места. Однако даже там она не забыла о своём ученике – через некоторое время он получил посылку с прекрасными кубанскими яблоками.
Таким образом, героиня рассказа, учительница французского языка Лидия Михайловна совершила истинный нравственный подвиг: реально помогла нуждающемуся ребёнку, поступившись ради этого принципами и нарушив преподавательский устав. Её поступок встретил осуждение начальства, но от того не стал менее высоконравственным и истинно человечным.
Автор: Фаина Раневская