Сочинение: Петербург в повести «Шинель» (Н. В. Гоголь)
(381 слово) С далеких времен Петербург производил особое впечатление на русских поэтов и писателей: серые улицы и бульвары этого города играют особую роль в произведениях Пушкина, Достоевского, и, конечно же, Гоголя. Петербург Гоголя хорошо знаком читателю по его «Петербургским повестям», в которых город раскрывается с темной своей стороны. Особенно ярко это можно проследить в контрасте с его украинским циклом – красочная, ключом бьющая жизнь на Диканьке противопоставляется писателем нелюбимому им пасмурному Санкт-Петербургу. Какова же роль города в произведении «Шинель»?
В «Шинели» автор рисует образ зимнего Петербурга – холодный, морозный воздух и страшный ветер, который «по петербургскому обычаю, дул … со всех четырех сторон». Город словно отвергает каждого внутри себя, жестоко издеваясь над теми, кто решается выйти на его улицы. Особенно петербургский мороз не щадит бедных и слабых, вечных титулярных советников, которые вынуждены бродить по улицам пешком.
Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров.
Петербург разделен на богатство и бедность, и особенно печален он для тех, кому не повезло оказаться с деньгами в кармане. Пустынные улицы, тусклые фонари; залитые помоями и страшно пропитанные «спиртуозным запахом» парадные старых домов – таким Петербург видел Акакий Акакиевич и подобные ему люди. В то же время далеко отстоящие районы, где живут «значительные лица» и прочие, не обделенные богатством, освещены достойно и полны щеголеватого изящества.
Праздность, бездуховность и зацикленность на материальных ценностях – таким перед читателем предстает круг чиновников Петербурга. Образ Акакия Акакиевича и его единственная цель – приобрести шинель, органично вписываются в общую картину города. Это город, в котором люди – даже не люди, а воротники, пальто и сюртуки.
Безусловно, образ Петербурга в повести Гоголя играет не менее важную роль, чем Акакий Акакиевич, «значительное лицо» и другие бесчисленные чиновники. Он, собственно говоря, и убивает Башмачкина, этого «маленького человека», затерявшегося на его темных улицах. Убивает его и северный ветер, и пустынная, напоминающая море площадь, и озлобленные люди, выросшие в этой страшной атмосфере столицы. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Но было ли Петербургу до этого дело? Лишь в памяти прохожих остался призрак, что срывал с других шинели, словно снова напоминая о ничтожности намерений живущих в этом городе.
Автор: Дарья Маковеева