Осуждает или оправдывает Печорина автор?
«Герой нашего времени» — первый психологический роман в истории классической литературы. Что значит психологический? То есть роман, где акцент делается на характерных чертах персонажей, душевных терзаниях и их изменениях по ходу развития сюжета. Печорин является главной фигурой во всех главах. Его психологический портрет всегда отличается от остальных действующих лиц. Он совершает множество предосудительных поступков. В связи с этим становится интересно, осуждает или оправдывает Печорина автор?
Печорин обладал привлекательной внешностью, острым умом, с лёгкостью разбирался в людях и даже видел их словно насквозь, а потому и мог ими управлять. Возможно, именно ощущение власти над людьми мотивировало его делать хитрые детские шалости. Автор сравнивает его улыбку с улыбкой дитя («В его улыбке было что-то детское»), указывая на присущую ему простоту, нежность и в какой-то степени даже хрупкость. Однако портрет Печорина наполнен контрастами. Рассказчик акцентирует внимание на скрытности его натуры. Персонаж, например, не размахивал руками и всегда контролировал свои движения. Его карие глаза не смеялись вместе с ним – это признак недоброго нрава или глубокой бесконечной печали. Поэтому так сложно сразу обозначить авторскую позицию по отношению к герою, ведь к нему невозможно относиться как-то определенно. Он совмещает в себе несовместимые черты. К примеру, в главе «Максим Максимыч» разворачивается вся противоречивость его характера. Штабс-капитан Максим Максимыч так и говорит о Печорине «хороший малый, но немного странен»: то идёт на кабана собственными силами, то боится какого-то сквозняка.
С одной стороны, автор беспощадно роняет репутацию героя, когда рассказывает, как легко он разбил сердце Мери и как остыл к похищенной им Бэле. Читатель ощущает сострадание, когда капитан Максим Максимыч обманывается в наилучших чувствах и ожиданиях из-за холодности Печорина. Без сомнения, эти явления можно лишь осудить. Но ведь и сам герой осуждает самого себя. Печорин признаёт, более того, мучается из-за своего несчастного характера. С юности он начал наслаждаться всеми удовольствиями, которые только возможно достать за деньги, они ему совсем скоро опротивели, общество надоело, а светские красавицы тешили лишь его самолюбие, но никак не сердце. А в мемуарах писал такие вещи о внутренних терзаниях, необъяснимых поступках, что не всякий смог бы с такой беспощадностью критиковать себя. Это печоринские записи — возможность прояснить чувства героя и взглянуть как бы глубже, словно в саму душу и сознание персонажа. Автор явно добавил эти фрагменты с целью оправдать Печорина, ведь ничто так не проявляет положительные свойства личности, как самокритика.
Образ главного героя романа слеплен из недостатков всего поколения, и, конечно, не является примером для подражания. Тем не менее Михаил Юрьевич Печорина не осуждает, но и не оправдывает. Писатель ему по-человечески сострадает и дает шанс выговориться перед публикой. Безусловно, он никакой не злодей, а сотворил из него подлеца чёрствый мир.