Особенности конфликта в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

(365 слов) Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» является сатирическим произведением, в центре которого стоит острый социальный конфликт. Этот конфликт основан на столкновении двух сил: власти, обличённой в лицах городских чиновников, и общества, которое страдает от их безответственности и коррупции. Их столкновение мы видим в сцене, где мнимый проверяющий выслушивает жалобы жителей города. Гоголь создает уникальную структуру конфликта, где обман, страх и жадность становятся движущими силами сюжета.  

Особенностью конфликта в пьесе является его многоуровневость. С одной стороны, это комедия положений, где главные герои — чиновники — ошибочно принимают бедного петербургского проходимца Хлестакова за ревизора. Их страх перед разоблачением порождает цепь нелепых событий, в которых проявляются их подлость, жадность и лицемерие. Каждый чиновник стремится «подмазать» мнимого ревизора, чтобы скрыть свои прегрешения, и их коллективное заблуждение становится ключевым элементом комического эффекта.  

С другой стороны, конфликт в пьесе носит философский и социальный характер. Гоголь вскрывает пороки русского общества XIX века: бюрократизм, беззаконие и моральное разложение. Хлестаков в этом контексте становится зеркалом, отражающим страхи и слабости чиновников. Он не только использует их заблуждение, но и, будучи человеком ничтожным, обличает низость окружающих. Здесь конфликт проявляется в том, что персонажи лишены нравственного стержня, что делает их уязвимыми перед случайностью.  

Интересна динамика конфликта между Хлестаковым и чиновниками. Хотя герой не задумывал обманывать город, его природная пустота и склонность к фантазиям делают его идеальным «ревизором». В этом столкновении ложь становится инструментом разрушения иллюзий и обнаружения социальной несправедливости. 

Интересно, что конфликт в пьесе не разрешается традиционным способом. Противостояние чиновников и закона, власти и общества, обманщика и обманутых остается все таким же острым даже в открытом финале:

«Комедия «Ревизор» является чудным произведением не только потому, что в ней блестящим образом представлены типы провинциального чиновничества, но и развитием комического элемента. Это не пошлая мелодрама, не водевиль, в котором порок наказан; для полноты художественной необходимо было закончить комедию безнаказанным исчезновением Хлестакова, бывшего невольной причиной комического положения, в котором очутился городничий, его сослуживцы-приятели и семья.»
(А. И. Лященко, «Памяти Леонида Николаевича Майкова», СПб, 1902 г.)

Финальная сцена, где раскрывается правда, лишь подчеркивает бессмысленность страха и деградацию общества. Гоголь намеренно оставляет конфликт неразрешённым, показывая, что ключ к переменам лежит не в отдельных лицах, а в изменении системы и нравственных принципов. «Ревизор» остаётся актуальным произведением, которое учит нас критически оценивать не только других, но и самих себя.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *