Олицетворения в стихотворении А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

(186 слов) В стихотворении Пушкина осень изображена как живая, чувствующая пора, и важнейшую роль в этом играет олицетворение — художественный приём, при котором неодушевлённым предметам или явлениям природы приписываются человеческие свойства. Благодаря этому образ осени становится более выразительным, эмоциональным и одухотворённым, а картина природы — почти одушевлённой.

Уже в первом стихе появляется олицетворение: «небо осенью дышало». Небо не может дышать буквально, но поэт передаёт ощущение лёгкой прохлады, свежего ветра, влажного дыхания осени. Так создаётся настроение тихой грусти и ожидания холода. Дальше Пушкин пишет: «солнышко блистало реже» — словно солнце устало и уже не радует как прежде. Оно не просто светит, а «редеет», «слабеет», как живое существо, меняющее своё настроение.

Осенью и лес «обнажался» с «печальным шумом». Лес словно переживает утрату листвы, грустит о минувшем лете. Даже туман «ложится» на поля — как мягкое покрывало, тихо, осторожно, будто осень сама заботливо накрывает землю перед зимой. Гусиный караван «тянется к югу» — и в этом движении чувствуется закономерность и спокойное прощание с теплом.

Таким образом, олицетворения помогают Пушкину передать не просто смену времени года, но эмоциональное состояние природы. Осень здесь — не только сезон, но и живой образ, наполненный тишиной, лёгкой печалью и неизбежностью приближающейся зимы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *