Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» (А.И. Солженицын)
(381 слово) Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» — один из самых пронзительных и значимых в русской литературе XX века. Матрёна Тимофеевна — простая деревенская женщина, на первый взгляд неприметная, бедная, живущая на окраине села в убогой избе. Но именно она становится воплощением истинной нравственной силы, духовной чистоты и внутреннего света, что и позволяет назвать её праведницей.
Матрёна не обладает героическими чертами в привычном понимании: она не совершает подвигов, не борется с внешними врагами, не участвует в великих исторических событиях. Однако вся её жизнь — это подвиг терпения, любви и самоотдачи. Несмотря на бедность, болезни и одиночество, она остаётся открытой к людям, щедрой и доброй. Она бескорыстно помогает соседям, делится последним, никому не отказывает, даже если самой тяжело. Когда к ней в дом переезжает рассказчик, она принимает его не как постороннего, а как родного, несмотря на скромные условия и тесноту.
«…по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать…»
Важным моментом является отношение Матрёны к собственности и материальным благам. В мире, где люди одержимы накопительством, где царят жадность и алчность, Матрёна противопоставляется большинству. Она живёт скромно, не стремится разбогатеть и не гонится за удобствами. Когда её просят отдать часть избы на дрова — память о покойном муже, часть её жизни — она соглашается без возмущения. Её душевная щедрость не знает границ. Это не слабость, а проявление глубокой нравственной силы: Матрёна свободна от эгоизма, от желания власти и контроля, и именно этим она выше всех остальных.
«…Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…»
Смерть Матрёны — трагична и символична. Её гибель под поездом во время перевозки своего же имущества для приёмной дочери и её мужа становится апофеозом всей жизни праведницы. Она погибает, снова помогая другим, и это становится последним актом её самоотдачи. После смерти никто из односельчан не скорбит по ней искренне — каждый занят своими делами, делит имущество, сетует на хлопоты. Такое отношение подчёркивает разобщённость, духовную пустоту окружающих людей и усиливает образ Матрёны как одинокой, но истинной праведницы.
Александр Солженицын в финале подводит читателя к важному выводу: «Не стоит село без праведника». В этом сжатом и ёмком выражении заключена главная идея рассказа — именно такие люди, как Матрёна, незаметные, бескорыстные, сострадательные, и есть опора мира. Образ праведницы в «Матрёнином дворе» — это нравственный ориентир, напоминание о том, что истинная сила — в доброте и любви к ближнему.