Сочинение: Образ Олеси в повести «Олеся» (А.И. Куприн)
(656 слов) Повесть «Олеся», опубликованная в 1898 году, является центральной в «полесском» цикле А.И. Куприна, в котором он отразил воспоминания о службе в Волынской губернии. В атмосфере мистики разворачивается любовный сюжет повести: главный герой, начинающий писатель Иван Тимофеевич, приехав в Полесье для изучения местных нравов, влюбляется в молодую ведьму Олесю. Олеся – внучка старой Мануйлихи, изгнанной когда-то из села Переброд за колдовство. Поселившись в лесу, поближе к болотам, женщины стали жить отшельнической, полудикарской жизнью.
«Высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти», – так описывает автор внешность героини.
Как красная юбка на снегу выделяется Олеся на фоне сельских девчат. В чертах ее лица герою видятся лукавство и наивность, и характер ее так же двойственен, как и внешность. В «своей стихии» – среди животных, на лоне природы – девушка ведет себя свободно и невинно, как дитя. Она трудолюбива, любит свою бабушку и встает на защиту зверей. Но когда речь заходит о людях, в частности, о сельском начальстве, которое много лет пытается сжить ведьм со свету, в Олесе открываются «надменная самоуверенность» и «злое торжество», «грубая независимость». Только при появлении Ивана Тимофеевича вся ее холодность и жесткость сходят на нет.
Подробнее охарактеризовать образ героини можно, сравнив его с образом ее возлюбленного Ивана. Взаимодействие героев отражает важную для повести оппозицию «природного» и «городского», «естественного» и «напускного».
Олеся – суеверна: верит в проклятье, нависшее над ее родом, в свою связь с дьяволом, отказывается ходить в церковь. Но, несмотря на это, искренность и сила любви к герою помогают ей перебороть страх: ради него она готова войти в церковь и пережить позор. Городскому обывателю, живущему среди узких улочек и каменных стен, недоступна такая широта чувств. Олесе претит мысль о возможном переезде в город, где все «толкаются, шумят, бранятся» – и это неудивительно для человека, выросшего в свободе лесов и полей.
Иван Тимофеевич же, чей образ, скорее всего, был создан Куприным не без влияния популярного тогда фрейдизма, достаточно прагматичен. Видят Олесины карты: у него «холодное» и «ленивое» сердце, он добр, но слаб, и если полюбит, то принесет любимому несчастье. Впереди его ждут скука и тяготы, и такая несостоятельность интеллигента отсылает к традиции изображения «лишнего человека».
Если Олеся покорна своему «таинственному предназначению» и сверхъестественным силам, то Иван предстает человеком цивилизации, который всегда ищет пути объяснения странностей. На почве этих различий влюбленные часто спорят, и создается впечатление, что им не суждено прийти к единому решению. Прибегая к описанию гипноза и опытов психиатра Шарко, Иван пытается доказать невозможность колдовства, которое поначалу кажется ему лишь притворством. Но если заговаривание крови поддается научному толкованию, то как опровергнуть, например, то, что Олеся может предсказывать скорую смерть? Герой понимает, что не все возможно объяснить наукой.
Олесе доступны знания, «которые, опередив точную науку на целые столетия, живут, перемешавшись со смешными и дикими поверьями, в темной, замкнутой народной массе, передаваясь как величайшая тайна из поколения в поколение».
К концу повести страшные предчувствия и вовсе овладевают Иваном: в лице любимой он видит «смутное предчувствие близкой беды», и, поначалу иронизируя над собой, в конечном итоге раскаивается в глухоте к «смутному влечению сердца». В этом видится победа «природного» и «интуитивного» над «разумным».
Интересно, что в противопоставление «город – лес» включается еще и деревня. Живущие в ней люди неспособны понять образ жизни двух ведьм. Это доказывает и тревога Ярмолы за барина, изъявившего желание познакомиться с обитательницами леса, и враждебность жительниц Переброда, напавших на Олесю возле церкви. Главный герой, сравнивая Олесю с «дивчатами» из села, замечает некрасивые повязки последних, «однообразное» выражение на их лицах. Автор не обвиняет Олесю в невежестве: наоборот, она хорошо говорит, несмотря на свою безграмотность, и способна понимать сложные концепции. Деревенские же жители показаны как люди с жестокими нравами и, к тому же, малоспособные к обучению – чего стоят одни попытки Ивана научить слугу Ярмолу писать свое имя.
Печальная концовка не оказывается для читателя новостью: еще из гадания Олеси мы знаем о некой «трефовой даме», роман с героем для которой обернется позором и несчастьем. Так становится ясно, что не сюжетные перипетии первостепенны для автора, но изображение ценности не испорченных обществом, естественных человеческих чувств. В этом контексте образ Олеси оказывается исключительно ярким и точным.
Автор: Дарья Панёва