Сочинение: Век в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

(512 слов) Роман Лермонтова стал культовым, а главный герой стал практически прототипом самого Лермонтова. Но, помимо яркого главного героя и интересных ситуаций, показывающихся через призму восприятия самого Печорина, мы видим еще и век, который описывается автором.

Отчасти, именно благодаря копаниям главного героя в самом себе и в причинах поступков не только своих, но и чужих людей, мы можем увидеть мир того времени не только с точки зрения сухих фактов истории, но и как фактор влияния на становление личностей той эпохи. Заглядывать за ширму прошлого само по себе интересно, но приоткрывать для себя внутренний мир живших в этом прошлом людей — бесценный дар, который и дарят книги. В случае с романом Лермонтова, именно духовная часть его главного героя вызывает интерес, порождающий споры. С ним можно быть не согласным, можно им восхищаться или, наоборот, презирать, но практически невозможно остаться равнодушным.

Мир романа, с одной стороны, типичен и предсказуем, но с другой совсем иной, нежели мы привыкли видеть в исторической хронике. Сдержанный с виду, он пламенный и страстный на самом деле. Это век не просто великолепия и чинности, это время скрытых эмоций, тайных страстей и надежды на лучшее. Где, кажется, что ожидание перемен витает в воздухе, почти ощущается на языке и вот-вот эти самые перемены грянут, как раскат грома. И все это, вся многогранность одного века, отражается в романе Лермонтова, составленного из разных рассказов. По сути, даже некая раздробленность романа — показатель раздробленности века, в котором жил автор. Его герой — бунтарь, бросающий обществу вызов, но даже он прекрасно понимает, что обречен. И, несмотря на то, что позже это время станет считаться Золотым веком русской литературы, сам Лермонтов едва ли считал так же. Он вдохновлялся Пушкиным и его «Евгением Онегиным», он искал кого-то, кто понимал бы его стремление изменить мир, выливавшееся порой в самые причудливые формы и странное поведение. И все это нашло отражение в романе. Разрозненные кусочки, моменты, когда кажется, что вот эти слова — они не о герое, они о самом авторе и его отношении к миру. И это пренебрежение, и эта расхлябанность — лишь попытка показать, что устои — устарели, что мир должен меняться также, как меняются люди.

Век Лермонтова, как и Печорина, — гнилой. В нем слишком мало правды, но очень много закулисных проблем и тайной жизни. Каждый кормит своего монстра, потому что не может ему позволить вырваться наружу, на свет, не может обнародовать то, что хоронит в душе, не понимая окончательно, что не похоронить. Век Лермонтова — болезнен. Ему кажется, что мир болен желанием быть идеальными, незапятнанными. Он считает, что это мешает, ломает внутреннюю свободу, вынужденную прогнуться под требования укрепившихся правил и требований.

Но еще век Лермонтова о надежде. В последних рассказах она чувствуется, едва уловимо, немного обреченно, но присутствует. И автор пишет о том, как Печорин устал, но дело не только во внутренней борьбе. Дело в какой-то почти необоснованной вере в людей, в тех, кто его окружает. И пусть он пишет о них озлобленно, местами агрессивно и явно чувствует к ним антипатию, сам он прекрасно понимает, что такой же. И это, как бы абсурдно не казалось, дает ему надежду. Ведь, раз он смог понять, что мир вокруг катится в пропасть, может быть, и люди рядом тоже когда-нибудь поймут это.

Автор: Елена Ковальчук

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *