Сочинение: Мысль народная в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(457 слов) Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» был создан в 1860-е годы. Это время в России стало периодом активности крестьянских масс. Центральной темой выступала тема народа. Для ее рассмотрения Толстой обратился к началу 19 века, хотя ранее роман задумывался как произведение о судьбе декабристов.

Исследователи творчества Льва Николаевича расходились во мнении, что же он подразумевал под «народом»: крестьян, нацию, купечество, мещанство, дворянство или что-то еще. Во всяком случае народом автор считал носителей нравственности, а все, что безнравственно, он исключал из данного понятия.

Своим произведением Толстой утверждал решительную роль народных масс в истории. Народ жил роевой жизнью, на которую долго не мог влиять ни один гениальный человек. Он не может направлять движение истории и диктовать свою волю, так как историю творят люди, массы, а не один человек, возвысившийся над народом и взявший право предугадывать события. Поэтому фигура Наполеона рисуется в ироническом, сатирическом ключе. Он – эгоист, который считает, что способен править историю, но на самом деле, это не так. Эта позиция и приводит к поражению императора.

“Наполеон во все время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит”.

Его фигуре противопоставлен полководец Кутузов. Л.Н. Толстой подчеркивает его нравственную высоту, любовь к Родине, связь с массой простых людей. Кутузов получает силу от народа, ведь его деятельность как полководца ведет к освобождению от захватчика. Можно сказать, что Кутузов обречен на победу так же, как Наполеон на поражение. Таким образом, Лев Николаевич разоблачает идеал безграничной свободы, которая приводит к культу сильной личности.

Жизнеспособность каждого из персонажей проявляется “мыслью народной”. Несмотря на дворянское происхождение Ростовых, они близки к обычным людям, лишены дутого героизма, и те испытания, которые проходят герои, подталкивают их к пониманию, что делить людей на касты – безнравственно. Безухов, долгое время пытавшийся понять себя, обретает смысл жизни благодаря общению с Платоном Каратаевым. Во сне Пьера появляется образ водяного шара, глобуса, который состоит из множества капель и находится в движении. Этот образ символизирует единство всех человеческих воль. Несмотря на желание выделиться, каждая капля сливается с остальными. Пьер осознает, что это правильно, без этого не будет развития. А Андрей Болконский после Аустерлица осознает, что его стремление к вечной славе – заблуждение, что война – отвратительное занятие, так как на поле боя умирают ни в чем не повинные люди.

Ярче всего близость к народу проявляется в Наташе Ростовой — в сцене после охоты, когда она слушает игру дядюшки на гитаре, его пение, а затем пляшет барыню. Все окружающие искренне удивляются:

«Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, эта графиничка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух?”

“Мысль народная” – это идея единения, которая проходит через весь роман. Единение в позыве защищать страну от страшного врага. Она же становится и настоящим смыслом жизни и постижением, к которому устремлены все: Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья Болконская и другие.

Автор: Алика Латинская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *