Сочинение: Мцыри — любимый идеал Лермонтова (по одноименной поэме)

(516 слов) В 1837 году, следуя по Грузинской дороге к месту своей первой ссылки на Кавказ, остановившийся в древней грузинской столице Мцхет, Лермонтов услышал рассказ о судьбе одинокого монаха горца, плененного ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но в пути ребенок заболел, и тогда мальчика оставили монастырской братии. Там он и вырос, вдали от Отечества, тоскуя, живя жизнью узника. Но со временем он как будто смирился с обстоятельствами, принял обычаи, собрался принести монашеские обеты, но из-за стремления к свободе, стремления к Родине, он решился на побег. Эта история и вдохновила М. Ю. Лермонтова на создание романтической поэмы. Образ Мцыри стал идеалом для Лермонтова, потому что Михаил Юрьевич тоже чувствовал себя узником в когтях царского «правосудия».

Мцыри в переводе с грузинского — “послушник”, но есть и второй перевод — “чужеземец”. Это в большей степени соответствует сути главного героя и всего произведения. Поэма написана в форме исповеди, что позволяет раскрыть героя более подробно. Перед нами не человек, а воплощенная в теле идея. Мцыри не принадлежит действительности. Он витает в мыслях о свободе и ничего не желает видеть, кроме своей мечты. И хотя монахи любили его, уважительно к нему относились, для героя их жизнь была тюрьмой. Идеальный мир для него — Родина. Для него отчизна — это символ счастья, а монастырь — плена. Такое самозабвенное стремление к воле и поиску дома кажется многим из нас преувеличенным, ведь побег в никуда после стольких лет сытого существования и своеобразного воспитания кажется абсурдным, немыслимым, обреченным на поражение. Решившись на побег, он бежит неведомо куда. Но такова суть любого романтического идеала, свойственного поэтам эпохи Лермонтова. Им нравилось все возвышенное, оторванное от бренной земли. Обычный человек не привлекал их как художников, поэтому они изображали «исключительного человека в исключительных обстоятельствах». Стоит отметить, что Мцыри — потомок воинственных горцев с горячей кровью. Этот образ как нельзя лучше подходит для романтического героя и еще больше отражает его противоречия с неволей. Происхождение Мцыри объясняет и то стремление к родине, о которой так вдохновенно мечтает герой. Ощущение воли возвращает юноше память о детстве. Он вспоминает родную речь, родной аул, и лица близких — отца, матери, братьев, сестер. Эта сентиментальная нотка — тоска по семье и горечь одиночества — очень близка самому Лермонтову, который рано лишился родителей и не смог завести жену и детей.

Образ Мцыри очень трагичен, так как противостоит реальности. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, он не может смириться с реальностью, но и не знает\не может что-то сделать, чтобы вырваться из порочного круга. Казалось бы, у Мцыри есть шанс все изменить, его идеальный мир вполне досягаем. Но Мцыри не принадлежит ни к одному из миров. Его еще птенцом вынули из родительского гнезда навсегда, научили новому языку, новым обычаям. Он не может принять монастырские стены также, как его никто не ждет на Родине. Если бы он был нужен, его бы искали, но нет: память о нем не живет даже в родных местах. Мцыри совершенно чужд реальному миру, в этом трагедия романтического героя. Эта последняя черта тоже роднит Лермонтова с его идеалом: поэт был также отвержен и забыт на родине, пока отбывал ссылку.

Таким образом, Мцыри стал идеалом Лермонтова, так как их истории имеют очень много общего. Поэт-романтик видел в этом образе отражение своих печалей, скитаний и желаний.

Автор: София Ловцова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *