Мой любимый эпизод в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
(416 слов) «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отражает множество восхитительных по красоте и глубине эпизодов, которые складываются в единое уникальное полотно, не имеющее аналогов. Это русская «Илиада». Без сомнения, каждый найдет там страницы по душе. Лично для меня знаменитый эпизод с дубом является любимым в романе.
Сам способ раскрытия персонажа через пейзаж уже использовался в литературе того времени в различных жанрах. Но то, как Толстой использует этот прием, мало кому удавалось повторить. Уделив столько времени описанию обычного, казалось бы, дерева, автор лишний раз подтверждает свои непревзойденные литературные навыки.
Громоздкий, сухой, невзрачный, даже уродливый на фоне других деревьев, многолетний дуб внушает тоску и уныние цветущей весной. Обличие дерева сливается с душевным состоянием героя, с его опустошенностью и потерей надежд. Будто сама природа говорит князю о тщетности земных желаний и надежд. Небо над Аустерлицем было словно первым откровением для Андрея, а дуб — это уже продолжение начатого диалога о вечном, чем-то пока не постижимом для человека – сокровенном.
Это был огромный, в два обхвата, дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
На обратном же пути, после знакомства Болконского с Наташей Ростовой, разговоры которой князь подслушал среди ночи, происходят душевные перемены внутри героя. Он словно обретает новую жизнь, это обновление роднит героя с тем же дубом, который преобразился – стал свежим, обновленным и красивым. Эта духовная трансформация словно сближает князя Андрея и дуб. Дерево, словно живой человек, у которого, как и у людей, есть свои лучшие и худшие времена. Время цвести, время увядать. Но все же человек сам создает для себя атмосферу, в которой он видит либо сухой и безобразный дуб, либо цветущий и благоухающий. Я даже смею предположить, что, если бы на обратном пути из Отрадного князь Андрей увидел бы все тот же сухой и внешне отталкивающий дуб, даже в таком образе (на фоне душевного подъема) Болконский нашел бы свое изящество и свою мораль. В засохшем дереве тоже можно разглядеть преимущества и особенности, это вопрос восприятия. Толстой только показал наглядно, именно для художественной красоты, как могут быть похожи природа и человек.
Природа не может быть красивой или уродливой, это термины и оценка человека. Природа такая, какая она есть, – естественная. Во время душевных надломов или переизбытка чувств именно она может дать человеку некоторые ответы и важные размышления, в зависимости от эмоционального подхода к ней. Этим и прельстил меня данный эпизод романа.
Автор: Артем Иволга