Сочинение: Кульминация комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(416 слов) «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека» — так говорил о комедии «Горе от ума» сам автор, Грибоедов А.С. И правда, героя-резонера Чацкого окружает московское консервативное общество, которое он презирает. С ним Чацкий на протяжении всей комедии вынужден вести глубокий и долгий спор, посвященный значимости образования, влиянию моды, оскорбляющей национальный дух народа, истинным нравственным ценностям человека. Именно столкновение героя с людьми «века минувшего», а также его слепая вера в душу и любовь Софьи являют собой два основных конфликта произведения.

Большую роль в пьесе занимают многочисленные монологи персонажей, больше похожие на публичные обличительные речи, в основном, не требующие ответа. Уже в самом начале комедии Фамусов обращается к своей дочери, говоря о бесполезности чтения, в частности, о дурном влиянии французских романов: «Всю ночь читает небылицы/И вот плоды от этих книг». Возвышенные же монологи Чацкого, столь яркие и выразительные своим языком, особенно выделяются на фоне речи других персонажей, изобилующей простыми народными словами со всеми его сокращениями, намёками и поговорками: «попробуй о властях, и невесть что наскажет!», «готов я душу прозакласть».

Если речи Фамусова — громкий голос Москвы, защищающей свой старинный уклад, традиции и предрассудки, голос, на который откликается в последующих действиях общество «минувшего века», то Чацкий в своих высказываниях является главным и практически единственным критиком существующих устоев. Однако некоторые внесценические персонажи, как упоминаемый княгиней племянник Федор, как неглупый, но попавший под влияние капризной жены Платон Горич, а также как двоюродный брат Скалозуба — все они считаются носителями передовых идей, людьми «века нынешнего», а значит, Чацкий не так уж и одинок.

Стоит заметить, что кульминация комедии (монолог героя-резонера) заканчивается авторской ремаркой, упоминающей о том, что Чацкого, по сути, никто и не слушал, что вся его пылкость и воодушевление тонут в усердно кружащемся потоке танцующих пар. Почему же именно этот момент стоит тогда считать точкой высшего напряжения, раз ничего не происходит, и речь Чацкого так и остается не услышанной? Конечно, все дело в словах, которые он произносит, отвечая на вопрос Софьи, о том, что же его так гневит. Своеобразным «криком души» он говорит о русском дворянстве, привыкшем быть рабами у тех, кто имеет влияние и власть, об их стремлении к «пустому, слепому подражанью», уничтожающему русскую самобытность и национальный характер: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?». Его беспокойство за судьбу Родины, желание «служить Отечеству, а не чинам» дают понять об истинных моральных ценностях, которых абсолютно лишено общество, в котором находится герой. Особенно автор выделяет тему утерянного патриотизма в безуспешной попытке Чацкого изменить сложившуюся ситуацию, превращая этот монолог в один из самых значимых моментов действия. Именно поэтому он и считается кульминацией всего произведения.

Автор: Софья Брудкова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *