Сочинение: Хлестаков и Ноздрев: сравнительная характеристика
(494 слова) В русской литературе есть галерея лишних и маленьких людей, есть герои эпохи и поколения, есть персонажи с известными прототипами и даже те, кто стал символом целого явления из русской жизни. Но опытный читатель выделит еще десятки видов образов. Я бы, например, точно отделил от других героев-весельчаков, которые живут без царя в голове и кутят так, как будто настал их последний день. Они глупы, но на плаву их держит хитрость, доходящая порой до настоящей интуиции. Примеров таких героев в отечественной литературе много, но для рассмотрения типажа идеально подойдут Хлестаков (герой пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор») и Ноздрев (герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Сопоставление и сравнение характеров поможет много прояснить.
Хлестаков и Ноздрев, на первый взгляд, не очень похожи. Если Иван еще молод, неопытен, не устроен в жизни, то Ноздреву уже 35 лет, и он — вполне состоявшаяся личность. Хлестаков настолько простоват, что и сам не сразу догадывается об ошибке городничего, а Ноздрев более искушен в делах, поэтому он способствует разоблачению Чичикова. Иван — выходец из небогатой дворянской семьи, он вынужден служить на самой низшей ступени. А Ноздрев — помещик с капиталом, который не служит и все время растрачивает на развлечения. Хлестаков фантазирует и говорит о том, чего нет, а Ноздрев более конкретен: он преувеличивает имеющееся, сочиняет небылицы и наговаривает на людей, потому что любит «нагадить ближнему». Хлестаков менее авантюрен, он все-таки боится жандармов и огласки, когда остается без денег, у него есть в характере трусость. А Ноздрева автора называет «историческим человеком», потому что он постоянно оказывается в эпицентре скандалов и драк. У него нет страха, он готов на риск. Однако очевидно, что героев сближает главная черта — они хотят пустить пыль в глаза и казаться лучше, чем они есть на самом деле. Ради этого оба не скупятся на выдумки и хитрости. При этом оба персонажа не способны оценивать свои поступки и слова, поэтому ими движет даже не расчет, а интуитивное желание рисоваться. Также они имеют одни и те же увлечения и пороки: проигрывают все до нитки в карты, педантично следят за внешностью, волочатся за женщинами. Ноздрев и Хлестаков по натуре отходчивы, поэтому легко могут обидеть других людей. После этого они даже удивятся, почему те не заезжают в гости и не подают руки. Они легкомысленны и не способны понять чувства других. При всем своем эгоизме они не могут завести полноценную семью и заботиться о ней. Известно, что Ноздрев не принимает участия в воспитании детей, а Хлестаков без сожалений обманывает девушку, прекрасно зная, что не женится. В их жизни есть только интрижки, а для любви они слишком лживы и поверхностны.
Создается впечатление, что Хлестаков — это Ноздрев в молодости. Со временем пороки Ивана усугубляются, но в существующей системе, где богатство не достается по заслугам, он преуспевает и становится Ноздревым. Он обеспокоен только поисками развлечений и своими эгоистическими желаниями, а все остальные аспекты жизни ему глубоко безразличны. И будущее такого человека не сулит ничего хорошего, раз с годами он ухудшается и деградирует. Этот типаж широко распространен не только в литературе, но и в русской жизни. Как подметил сам автор, «только ходит в другом кафтане».