Итоговое сочинение: Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова

(484 слова) Каждый из нас наверняка хоть раз слышал фразу: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова». Она отражает главный закон эволюции — необходимость накопления опыта для развития. Если человек не запоминает жизненные уроки, он не взрослеет, не совершенствуется, стоит на месте. Так же обстоят дела с историей: целые народы наступают на грабли, если не усваивают то, чему их учат воспоминания. Эту закономерность подтверждают десятки примеров.

Рассмотрим один из них. В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» мы знакомимся с героиней, которая живет прошлым, но не умеет извлекать из него уроки. Любовь Раневская — представительница разорившегося дворянского рода, которая родилась в роскоши, но зрелость встретила в долгах. Праздность вошла у нее в привычку, поэтому героиня не могла остановиться и изменить образ жизни. Даже когда последнее имение было заложено, Любовь Андреевна жила на широкую ногу в Париже. У нее был любовник, который безжалостно вытягивал из нее последние деньги. Героиня уехала в Россию с целью спасти имение, но не только. Она надеялась, что ей удастся упорядочить свою жизнь и излечить сердце от ран. Разочарование в любви было слишком болезненным. Но что мы видим в финале пьесы? Любовь Андреевна присвоила деньги, присланные тетушкой на выкуп усадьбы, и собралась вновь ехать в Париж, чтобы прокутить и их. Конечно же, где богатство, там и новые альфонсы, которые выудят у героини даже чужие сбережения. Горький опыт ничему не научил Раневскую, так как она попросту забыла о своих страданиях во Франции и их виновнике. Поэтому она снова переживет предательство и потеряет состояние. Увы, тот, кто не помнит о прошлом, обречен наступить на его грабли.

Вспомним и другой пример, но уже более глобальный. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» проводится параллель между древнеримской империей и СССР. По тому, как упорно редакторы и критики отворачивались от исторических трудов Мастера, мы можем сделать вывод, что человечество в 20 веке не очень любило вспоминать свое прошлое. Видимо, поэтому оно наступило на грабли самых жестоких и несправедливых времен, запечатленных в хрониках. Оказавшись между двумя эпохами, читатель узнает черты древней империи в современном, казалось бы, государстве. Ради Кесаря и своего чина Пилат, как и Берлиоз, как и Латунский, идет против совести и обрушивает карающую десницу на голову невиновного. Мастер, как и Иешуа, не имеет в условиях идеологической тирании даже свободы убеждений. Они виновны не за преступление, а за инакомыслие, что само по себе страшно и дико. В 20 веке «равенство и братство» ничуть не отличаются от имперской диктатуры Тиберия. Нет ни свободы, ни закона, ведь Мастер, как и Иешуа, оказывается наказан не за вину, а из-за политического контекста. Почему же человечество повторило ошибки прошлых веков? А потому что оно всеми руками закрывалось от правды, игнорировало полученный опыт. Поэтому люди пережили снова то, что уже бывало с ними несколько столетий назад.

Таким образом, Иван, не помнящий родства, обречен на сизифов труд: он вновь и вновь будет переживать то, что было в прошлом, повторяя одни и те же ошибочные действия. Только накопление жизненного и исторического опыта способствует развитию и эволюции. Таков закон мироздания.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector