Сочинение: Главные герои романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)
(583 слова) Работу над романом «Дубровский» Пушкин начал в 1832 году, в октябре. Изначально роман задумывался как трёхтомный, но были написаны только два. Судя по отметкам в рукописи, второй том автор закончил в феврале 1833. В основе произведения лежит реальный случай, о котором Пушкину рассказал его знакомый, Нащокин. Помещик Островский был разорён своим богатым и знатным соседом, потерял своё имение, а после собрал шайку из своих крестьян. Однако в романе «Дубровский» Пушкин гармонично соединил два литературных течения: романтизм и реализм. Его персонажи очень реалистичны, но не лишены романтических черт.
Владимир Дубровский, безусловно, благородный разбойник, сильная личность, противопоставляющая себя миру. Он напоминает героев других разбойничьих романов, например, братьев-разбойников Шиллера. Но в то же время выглядит вполне реалистично. Мы верим, что такой человек действительно мог существовать. Показателен пример, когда люди Дубровского наказывают приказчика, обворовавшего свою хозяйку, вдову, и обвинившего в краже их атамана. Владимир ни при каких обстоятельствах не поступается своими принципами, дворянской совестью и честью. Он готов спасти Машу от ненавистного ей жениха, князя Верейского, но когда узнаёт, что опоздал, и Маша требует отпустить её и князя, он подчиняется, как ни горько ему потерять Машу навсегда. Также Владимир не позволяет разбойникам расправиться с Верейским, который чуть было не убил его самого. Владимир понимает, что, увы, не сможет в одиночку изменить этот несправедливый мир. Он прощается со своими соратниками. Из черновых набросков следует, что в третьем томе Дубровский должен был сойтись с Машей. И конец, романа, видимо, быть благополучным.
Марья — еще один милый идеал Пушкина. Она образована, скромна, послушна, много читает и мечтает. Любовь преображает ее: она впервые готова пойти против несправедливости отца. Но в то же время она до последнего хочет решить вопрос миром, поэтому бросается перед отцом на колени в попытке спастись от неравного брака. И все же ее бунт подавляется патриархальным воспитанием: против обета в церкви девушка пойти не может. Итак, Маша Троекурова, как и другая пушкинская героиня, Татьяна, «другому отдана и будет век ему верна». Она обвенчана с князем и не может нарушить клятву.
Другие персонажи романа ─ также не абстрактные, отвлечённые образы, а живые люди из плоти и крови. Таков и «старинный русский барин» Кирилла Петрович Троекуров. Он вовсе не лишён благородных качеств. Так, он готов выдать дочь за сына своего бедного соседа. Но подхалимство и пресмыкательство окружающих сделали его капризным и необузданным самодуром. Типичны и окружающие Троекурова прихлебатели, в частности, Антон Пафнутьевич Спицын, и жадные до денег приказные. Правдоподобно показаны и честный, прямой старик Дубровский, для которого его моральные устои важнее знатности и богатства, и готовые умереть в борьбе за правду крестьяне. Решение суда о передаче имения Дубровского Троекурову автор приводит полностью, чтобы читатель мог увидеть, «как на Руси мы можем лишиться имения, на владение которым имеем неоспоримое право».
«В том то и сила, чтобы, не имя на то никаких прав, отобрать имение» ─ говорит Троекуров.
Такие дела, как и прямое разграбление более сильными помещиками владения своих слабых противников, были в те времена «не в диковинку». Поместью же, отнятому у Дубровских, автор дал название Кистеневка, так называлась одна из деревень, принадлежащих самому Пушкину.
Крестьяне в романе «Дубровский» изображены не менее правдиво. Они бунтуют против нового помещика, ведь наслышаны о его жестоком и необузданном нраве: «у него часом и своим плохо приходится , а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерёт» ─ говорит о Троекурове кучер Антип. Мужики видят в своём молодом господине единственного защитника и сами готовы умереть за него.
Таким образом, в романе мы видим глубоко реалистичную картину жизни тогдашней, пушкинской России. Представители всех сословий представлены в романе ярко и правдиво, с непревзойдённым художественным мастерством, которое всегда отличало пушкинскую прозу.
Автор: Артем Аввакумов