Сочинение: Конфликт Чацкого и Фамусовского общества (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

(478 слов) В комедии Грибоедова «Горе от ума» изображается извечная борьба старого и нового поколения. Александр Андреевич Чацкий, представитель нового времени и защитник прогрессивных идей, пытается противостоять консервативным устоям фамусовского общества — московского дворянства, заставшего в своем порочном образе жизни, определившим их мировоззрение. Чацкий — передовой человек. Александр является представителем «нынешнего века», ведь он «служит делу, а не лицам». А его оппоненты придерживаются старых взглядов и выступают против любых изменений, ведь служат лишь своим корыстным интересам и стараются сохранить право на невежество, безнравственность и подлость правящей элиты. На почве идеологических разногласий между сторонами возникает центральный конфликт пьесы.

Фамусов — ярчайший представитель московского дворянства. Он занимает высокую должность в Москве, соответсвенно, и знакомых он себе выбирает таких, которые могут помочь ему в достижении каких-либо целей. Павел Афанасьевич и его круг общения — это настоящее воплощение чинопочитания и раболепия. К обществу Фамусова мы с уверенностью можем отнести его секретаря Молчалина и полковника Скалозуба. Они являются сторонниками всего укоренившегося, состоявшегося — того, что может принести доход и высокое положение. Фамусовское общество убеждено, что любить и уважать можно только богатых людей с чинами. И совсем не важно, как они заработали состояние. Их суждения доказывают, что целью их жизни являются лишь богатство и власть.

Чацкий во всем противоречит оппонентам, потому что он, в отличие от них, получил качественное европейское образование и хотел трудиться и добиваться успеха честным путем. Ему претит блат, он не желает «прислуживаться» ради выгодного назначения. Также он высказывается против крепостного права, потому что оно тормозит развитие страны и обогащает тех людей, которые являются лишь паразитами на теле России. Чацкий убежден, что жить нужно не ради богатства. Он высоко ценит нравственные ценности и саморазвитие, а потому видит свое применение в обеспечении реального процветания отечества. Поэтому Чацкий огорчён малодушием и циничностью дворянского общества. Главный герой понимает, что друзья и гости Фамусова — типичные представители «минувшего века». Даже София, к которой так спешил Чацкий, стала сторонницей фамусовских идей. Общество не принимает Чацкого из-за его инакомыслия и резких высказываний против порядков «века покорности и страха». Если Чацкий защищает право служить науке и просвещению, то фамусовское общество рассматривает службу, как источник личной выгоды.

В конце-концов, Александр Андреевич настраивает московское дворянство против себя. Его убеждения в корне расходятся с мнением Фамусовского общества. Потому что главный герой убеждён: перемены необходимы для Москвы, но дворянское общество боится каких-либо изменений, ведь для них это, в первую очередь, потеря собственного комфорта. Для Чацкого нравственные качества человека стоят выше чинов. А дворянство дерзости и вольнодумия принять не может.

В финале произведения консервативная Москва всё-таки одерживает победу над высокими идеалами Чацкого, но лишь потому что в данной комедии у Чацкого нет последователей и единомышленников, которые могли бы поддержать его взгляды. В борьбе между двумя мирами Фамусов изображён воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. А Чацкий выступает в роли оратора, высокообразованного человека и сторонника прогрессивных перемен. Противостояние Чацкого и Москвы — это не просто бытовой конфликт, это столкновение алчного и барского мира с новыми людьми, идущими в ногу со временем — декабристами.

Автор: Василиса Козьменко

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *