Комната Сони Мармеладовой в романе «Преступление и Наказание» (+ цитаты)
(425 слов) Соня Мармеладова являет собой человека, незаслуженно наказанного судьбой. То, чем занимается Соня, не одобряется в обществе и создает ей большие проблемы, до такой степени, что даже хозяйка дома не разрешает ей жить вместе с семьей. Бедной девушке приходиться жить в отдельной квартире, которая может сказать многое о проживающей. У Достоевского очень удачно получается отразить эмоциональное состояние своих героев через призму интерьера.
Первое впечатление создается отталкивающим, враждебным и дисгармоничным:
«…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.»
Принято считать, что на подсознательном уровне человек соотносит любые объекты с пропорциональной симметрией и уже на первых секундах определяет свое отношение. «Неправильный четырехугольник» символизирует раздробленный и искаженный образ жизни Сони.
«Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой»
Может быть, неслучайно Достоевский выбрал именно три окна, они могут символизировать христианское начало в душе Сони – триединство божие, законы которого были нарушены тяжелым грехом, в данном случае окна смотрят на канаву, яму, в которую упала Соня, и выбраться оттуда очень сложно.
«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»
Обои желтоватого тусклого цвета морально давят своей несуразностью и безысходностью. Они так же выцвели, как и жизнь Сони потеряла все оттенки радостного существования. Отсутствие занавесок над кроватью как бы намекает, что Соне уже нечего скрывать и попросту нечем прикрыть свой грех, она обнажена перед всеми. Болезненность и неестественность мира девушки переданы в описании одной лишь комнаты.
«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате.»
Из детального описания видно, что скудность предметов мебели явственно подводит черту над бедственной обстановкой. В этом месте и не нуждались в красоте и гармонии. Комната имеет запущенный вид, ведь хозяйка совсем не расположена вить здесь свое гнездо. Это местно осквернено родом деятельности Сони.
Цвет скатерти выбран у Достоевского неслучайно, в христианстве синий символизировал небо и вечность, а также выражал идею самопожертвования, что характеризует поступок Сони и дает понять, что она пошла на грех ради семьи, жертвуя собой.
Автор: Артем Иволга