Сочинение: Какова роль Иисуса Христа в поэме 12? (А.А. Блок)

(543 слова) Поэма «12» была написана Блоком в 1918 году — после революции 1917 года. Автор, являясь символистом, и в свержении царя отыскал символику, музыку, поэзию. Блок услышал «музыку революции» и выразил ее в словах, поэтому сам не мог трактовать логически тот порыв стихии, который привел к созданию произведения. Весь текст поэмы представляет собой интуитивно сплетённый ребус, который читателям нужно разгадать, чтобы понять, что именно описывает Блок. Пожалуй, самый наболевший вопрос о «Двенадцати» — это роль Христа в поэме. Этот религиозный образ противоречит атеистической идеологии большевизма, однако именно его автор увидел во главе странной процессии карателей. Почему? Сам Блок не знал, а мы попробуем найти ответ на этот вопрос.

Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос. (А. Блок)

В поэме «12» автору удалось передать ту правду, которую видел он в самом центре хаоса — в революционном Петрограде. В ней и отчаяние, и страх, и полное непонимание того, что же все-таки происходит и как теперь жить в совершенно ином, новом, мире. Названа поэма в честь отряда, что осуществлял суд революции на улицах Петрограда, а такие отряды практически всегда состояли именно из двенадцати человек. Но мы поговорим о символическом значении, которое вкладывал Блок — а именно о дюжине апостолов, которые ждут возвращения Христа и готовят Землю к его возвращению. И в финале мы видим, что им это удается. Религия тесно переплетена с творчеством Блока, и он увидел в событиях революционного времени надежду на то, что вместе со старой императорской властью уйдут и все несовершенства русской жизни, а Россия станет Третим Римом. В новой политической силе для поэта воплотилась сама вера в страну и ее славное будущее. Поэтому во главе этого отряда он увидел Христа — того, кто пожертвовал собой ради счастья всех остальных, и того, кто должен был прийти снова, чтобы на землю пришло царствие небесное.

Однако читателей смущает несоответствие светлых идей и средств, которыми достигается их воплощение. Мы видим хаос, кровь, людскую боль, к которой неизменно причастны двенадцать людей, составляющих карательный отряд, но в самом финале, в последней части все это рушится одной заключительной фразой: «Впереди — с кровавым флагом. .. в белом венчике из роз — впереди — Иисус Христос». И это буквально сшибающий с ног оксюморон! В десятой главе один из главных героев вспоминает Бога, на что его товарищ надменно усмехается: » От чего тебя упас Золотой иконостас? «. Ведь Петруха, тот, к кому обращаются, только что стал убийцей, ему нельзя поминать Бога. И тут же к отряду присоединяется Христос! Как это понимать? Кем в поэме представлен «Исус Христос»? Спасителем или предводителем хаоса? По всей видимости, Христос в этом произведении — будущее, которому еще надо прийти. Оно идет с революционным флагом, но увенчано белыми розами, символизирующими непорочность и чистоту намерений тех, кто несет знамя перемен. И пусть сейчас страна охвачена пожаром, по городам льются реки крови, Блок верил, что этот путь — путь к Богу. К его Царствию.

Революция 1917 года была очень кровавой и очень страшной. Сейчас, читая эти строки, нельзя ни уловить иронии, которую Блок, в силу незнания будущего, не мог вложить в свою поэму. Большевики отвергли религию, а Блок отверг их власть и перед смертью распорядился уничтожить все экземпляры поэмы «12». И теперь в словах «Впереди — Иисус Христос» мы видим только издевку, горечь и насмешку.

Автор: Елена Ковальчук

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector