Каков образ города в «Ревизоре»?
(522 слова) Образ провинциального города в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» — это не только фон для действия, но и важный элемент, который помогает раскрыть основные темы и идеи произведения. Город становится своеобразным собирательным образом, символизирующим застой, хаос и моральное разложение общества.
С первых сцен пьесы город предстает как место, где царят беззаконие и коррумпированность. Уже в монологе городничего, обращенном к чиновникам, раскрываются ключевые пороки городского управления. Например, деньги, выделенные на строительство церкви, чиновники, по всей видимости, присвоили себе:
Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась.
Здесь нет порядка: судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки, попечитель богоугодных заведений Земляника пренебрегает обязанностями и занимается лишь внешней стороной дела, смотритель училищ Хлопов всем пытается угодить, а почтмейстер Шпекин беззастенчиво вскрывает чужие письма. Эти детали создают картину полного пренебрежения к закону и морали.
Город изображён как место, где общественные интересы заменены личной выгодой. Инфраструктура находится в плачевном состоянии: дороги разбиты, больницы полны больных, которых не лечат, а стены покрыты грязью. Но вместо решения реальных проблем городская власть сосредотачивается на создании иллюзии порядка, особенно после известия о приезде ревизора. Этот поверхностный подход обнажает не только коррупцию, но и нежелание меняться.
«Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!..» — говорит городничий.
Особое внимание Гоголь уделяет жителям города, которые усиливают впечатление застоя и морального падения. Порядок среди этой инертной массы поддерживается с помощью грубого насилия. Так, полицейские могут избить ни в чем не повинных людей:
«Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому и виноватому.»
Персонажи, такие как Добчинский и Бобчинский, отражают провинциальную склонность к сплетням и пустословию. Их стремление передать информацию о Хлестакове лишь подтверждает, что в городе нет места конструктивному диалогу или истинной солидарности. Вместо этого процветают интриги и слухи.
Городская среда также лишена эстетической привлекательности. Описание улиц, домов и больниц создаёт образ пространства, угнетающего своими недостатками. В больнице грязно и неприятно пахнет, а казенных учреждениях развели гусей, в казармах у военных нет даже подходящей формы. Это не место развития или вдохновения, а территория застоя, где любые перемены воспринимаются с подозрением.
Однако город в «Ревизоре» — это не просто географическая точка. Гоголь создаёт его как универсальный символ, показывающий, что подобные проблемы свойственны многим провинциальным местам. Этот образ становится сатирической аллегорией, призывающей задуматься о необходимости социальных изменений. Поэтому у него нет названия, а лишь принятое в те времена сокращение — N.
Кульминацией образа города становится финальная сцена молчания, где все персонажи застывают в ужасе от известия о прибытии настоящего ревизора. Город, привыкший жить в пороке и лицемерии, оказывается не готов к настоящему испытанию. Эта замерзшая картина служит символом неподвижности и отсутствия перспектив.
Таким образом, образ города в пьесе «Ревизор» становится не только пространственным, но и философским понятием. Гоголь через него раскрывает пороки общества и бессмысленность попыток скрыть их внешним блеском. Этот образ остаётся актуальным, напоминая о необходимости изменений как на уровне власти, так и на уровне каждого отдельного человека.
ккуку