Какие чувства вызывают описания Москвы? (по повести Карамзина «Бедная Лиза»)

(478 слов) В повести «Бедная Лиза» Н.М. Карамзин описывает Москву, как фон для трагической любви Лизы и Эраста, наполняя город чарующим, но в то же время немного печальным оттенком. Москва в его произведении — это не только место действия, но и символ, раскрывающий душевные переживания героев. Описания города вызывают у читателя целую гамму чувств, от нежности и умиротворения до грусти и тоски.

Начнем с того, что Москва в произведении — это совсем не тот мегаполис, который мы видим сейчас. Это небольшой старинный город, окруженный красивыми деревенскими пейзажами. В одном из домов на окраине поселения, расположенном возле монастырской стены, живет главная героиня. Карамзин изображает Москву как «старый город», окружённый природой и полями, среди которых живёт Лиза. Она собирает ландыши и другие цветы, чтобы принести их в более богатый и густонаселенный район. Лиза кажется частью этой весенней природы, и её мир кажется гармоничным, невинным и спокойным. Природа Москвы, её тихие уголки и неспешный ритм жизни, в котором люди живут ближе к земле и своим чувствам, создают впечатление защищённости и уюта. В самом начале повести автор делится с читателями воспоминаниями о том, как он безмятежно гулял по «по лугам и рощам, по холмам и равнинам»:

Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

Описание Москвы рождает в читателе ощущение, что город скрывает особую, уединённую атмосферу, где каждый человек находит своё место в этом старинном месте, наполненном историческими свидетельствами о многострадальной истории Руси. Однако образ московских окраин с их лугами и лесами противопоставлен «ужасной громаде домов и церквей«, которую видно с колокольни упомянутого монастыря. Автор отмечает величественность этой картины (мы вместе с ним обозреваем Воробьевы горы и село Коломенское), но в его описании сквозит иное впечатление о городе. Он называет Москву «тучной» и «алчной», уже намечая линию конфликта между природным миром Лизы и городским образом жизни, который выбрал Эраст. Мрачные мысли порождают и намеки автора.

Например, когда Эраст впервые заговорил с Лизой, «мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались».

Таким образом, жители города, в отличие от добрых и щедрых крестьян на окраине, более циничны и жестоки. Они как будто сразу раскусили увлечение Эраста и его финал.

Лиза, жительница окрестностей, находится как бы на границе двух миров — простого, природного и богатого, городского. Москва знакомит её и Эраста, становится для них точкой притяжения, но, в конечном итоге, отталкивает. В Москве живет богатое аристократическое общество, в котором живёт Эраст, и оно остаётся для Лизы чуждым и непреодолимым. Оно требует от Эраста жертвы — отказа от своего слова и чувства в пользу выгодного брака. А Лизу город просто выдавливает из себя, как нечто чуждое и лишнее. Москва — это город, где её счастье не смогло прижиться, город, который в конце концов отделяет её от любимого. 

Таким образом, описания Москвы в повести вызывают противоречивые чувства: она и чарует, и таит в себе угрозу, становится символом как возвышенной, так и неразделённой любви. Через образы Москвы Карамзин показывает хрупкость счастья, когда мир простых чувств сталкивается с миром богатства и непонимания.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *