Сочинение: Черты классицизма и реализма в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(567 слов) Как только известная комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» вышла в свет, она сразу же завоевала небывалую славу. Писатель мастерски объединил привычные всем черты классицизма и абсолютно новые веяния. Поэтому данную комедию считают новаторской. Многие называют «Горе от ума» первой реалистической пьесой. Писатель вышел за рамки классицизма, чтобы сделать свое произведение более глубоким и осмысленным по содержанию. Итак, сочетая в комедии элементы классицизма и реализма, Александр Грибоедов смог сделать ее более насыщенной и злободневной. Чтобы оценить новаторство автора, сформулируем и перечислим черты классицизма и реализма в пьесе «Горе от ума».

Конечно же, несмотря на новые черты, характерные для комедии, принципы и законы классицизма играют в ней важную роль. Так, одним из важных признаков классицизма являются говорящие фамилии. И автор не отступил от этого принципа. Например, совсем непростой для понимания является фамилия главного героя — Александра Чацкого. Известно, что своему герою писатель изначально дал фамилию Чадский. Можно догадаться, что эта фамилия происходит от слова «чад». Прожив определённое время за границей и получив блестящее образование, главный герой возвращается в дом, где он воспитывался. Однако он осознает, что его здесь не ждали и ему совсем не рады. Герой удивлён тем безразличием, с которым его встречает Софья, его возлюбленная. Так, фамилия «Чацкий» подчёркивает то, что главный герой вынужден пребывать в «чаду» собственным мыслей и переживаний.

Кроме того в произведении «Горе от ума» можно наблюдать и такие важные законы классицизма, как присутствие преимущественно монологической речи героев, стихотворной формы в драме, а также серьёзного гражданского содержания.

Отступая от традиционных правил классицизма, писатель нарушает правило трёх единств. Он отказывается от единства действия. В произведении Александра Грибоедова можно заметить наличие двух равноправных конфликтов, что противоречит пьесе в классицистическом стиле. Более того, правильные и нравственные ценности в финальном действии произведения не побеждают, что недопустимо в рамках классицистической комедии. Развязка не носит назидательный характер. Главный герой, который стремится к прогрессу и справедливости в обществе, вынужден покинуть столицу, ведь здесь его никто не понимает. А ведь, если вспомнить основные правила классицизма, то главный персонаж должен не бежать, а победить противника, что не происходит в данном произведении. Как можно заметить, в данной комедии страдает жертва клеветы, а не окружение Фамусова.

Также в известном произведении «Горе от ума» можно заметить и другие черты реализма. Так, например, в качестве предмета изображения писатель выбрал современную русскую жизнь, а не легенду или историю. В образе своих героев Александр Сергеевич воплотил простых людей среднего достатка, а не выдающихся исторических личностей. Кроме того, автор показал сложные и многогранные характеры. Так, например, очень реалистично автор изобразил характер Фамусова — заботливого и любящего отца, гостеприимного хозяина, но в то же время праздного лицемера и самодура. Обратим внимание и на речь героев. Как известно, в классицизме речь персонажей богата торжественными фразами, которых в жизни не встретишь. А вот для реалистичных героев речь является одной из самых важных характеристик. Так, например, автор показывает пустую и многословную болтовню Репетилова и наполненную военными терминами речь Скалозуба. Очень запоминающейся и выразительной является речь Фамусова, ведь он с каждым говорит по-своему. Речь каждого персонажа в комедии «Горе от ума» индивидуальна, что присуще реализму.

Также классицизму не присуще объединение в одном произведении низкого и высокого жанров. А в комедии Грибоедова читатель видит, что происходит соединение сатирического изображения фамусовского окружения и высокой трагедии, которая выражена в страданиях главного героя из-за несправедливости окружающего мира.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что комедия Александра Грибоедова, действительно, сочетает в себе признаки двух направлений — классицизма и реализма. Именно это сочетание и позволило писателю наиболее точно и глубоко раскрыть насущные проблемы.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *