Сочинение: Как Чичиков относится к мёртвым душам? (Н.В. Гоголь)
(648 слов) В 30-е годы XIX века Н.В. Гоголь решил написать масштабное произведение, которое рассказало бы о жизни всей России, обо всём, что есть в ней хорошего и плохого. В основу был положен рассказ об авантюристе, который ездит по России и покупает у помещиков права на умерших крестьян. Гоголь определил жанр своего творения как поэму, по примеру Данте с его «Божественной комедией». Главный герой, по задумке автора, должен был познать ад, чистилище и лишь затем воскреснуть к новой жизни.
Как Чичиков относится к мёртвым душам? Если говорить о покойных крестьянах, то они для него ─ такой же товар, как живые для помещиков-крепостников. Он рад, что среди них есть плотники, кузнецы, ведь их можно продать дороже! Судьба, причина смерти крепостных совсем не волнуют Павла Ивановича. Но и читатели, и литературные критики всегда думали, что под мёртвыми душами Гоголь подразумевал не продаваемых Чичиковым умерших крестьян, а помещиков и городских чиновников. И отношение к ним Чичикова, хорошее или плохое, зависит от того, достиг ли он своих целей.
В беседах с хозяевами усадеб Чичиков всегда приноравливается к их характерам: имитирует их манеры, язык, интонации. Описывая встречу героя с Коробочкой, Гоголь замечает, что в России к людям разного достатка и относятся по-разному. Для владельца двухсот, трёхсот, пятисот душ найдётся свой оттенок разговора. С «дубинноголовой» Коробочкой Чичиков не церемонится, лишь изредка проявляя снисходительность. Грубому лексикону хозяйки соответствует совсем не утончённый стиль гостя.
Собакевич представляется Чичикову воплощением твёрдости, надёжности помещичьего уклада, но при этом он сразу почувствовал в нём достойного соперника ─ такого же мошенника, как и сам Павел Иванович, поэтому диалог с ним начинает осторожно, издалека, небольшими шагами подходя к цели своего визита. Купля-продажа прошла успешно, но всё-таки Собакевич обманывает своего визави: в списке душ мужского пола оказывается одна женщина, Елизавета Воробей. Да и у каждого помещика, к которому обращается Чичиков, а не только у Собакевича, есть с ним какое-то сходство, поэтому они легко находят общий язык.
Казалось бы, что общего у делового, энергичного прагматика Чичикова с бесхарактерным, ленивым фантазёром Маниловым? Но их сближает одинаковая любезность в обращении с собеседником, а также страсть к прожектерству. Бесплодные фантазии одного соприкасаются с подкреплёнными реальными делами мечтами другого.
Ноздрёв ─ страстная, увлекающаяся натура. Любитель азартных игр, кутежей. Но он — такой же авантюрист, как Чичиков, пусть и несколько другого склада. Поэтому в успехе сделки с Ноздрёвым Чичиков сомневается меньше всего. Но здесь его постигла неудача. Ноздрёв рассердился на своего гостя за то, что тот отказался с ним играть на деньги, и даже приказал слугам его побить.
Плюшкин ─ яркий пример того, к чему приводят гипертрофированная жадность и духовный распад личности. Читатель наблюдает, как умный и трудолюбивый человек, любящий отец и дед превратился в «заплатанного барина», «прореху на человечестве». Общее у Чичикова и Плюшкина ─ забота о своей выгоде. Узнав о готовности Чичикова взять на себя расходы по купле-продаже, Плюшкин решил, что тот абсолютный глупец. Они ─ две родственных души, несмотря на дикую алчность одного и мнимую щедрость другого.
Итак, после встреч с помещиками Чичиков испытывает к ним либо досаду, как на глупую Коробочку и на обманувшего его Собакевича, либо страх, когда он разозлил буйного Ноздрёва, либо радость от удачной сделки, но ни в коем случае не уважение. Чичикова объединяет со встречающимися ему людьми и духовная нищета, и отсутствие моральных запретов, и общие идеалы ─ богатство и почёт любой ценой. Это связь прослеживается в образах не только помещиков, но и городских чиновников. Уже не в одном поместье, а в целой губернии правят Плюшкины и Маниловы. И в разговорах с чиновниками Чичиков также учтив и любезен. Главное для него ─ произвести хорошее впечатление. Он понимает, что все уважаемые горожане, равно, как и помещики, ─ глупцы либо мошенники. И это подтверждается домыслами, которые вызвало внезапное исчезновение Чичикова.
Автор верит лучшее будущее для своей родины, в её великое предназначение. Объездив со своим героем всю Россию, показав, что есть не только плохое, смешное, но и доброе, Гоголь создал книгу, которая стала новым словом не только в русской литературе, но во всей русской культуре, найдя воплощение в скульптуре, живописи, музыке, театре и, конечно, в кинематографе.
Автор: Артем Аввакумов