Сочинение: Изображение мертвых душ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)
(759 слов) Поэма «Мертвые души» — сатирическое произведение. Трудно выделить какие-нибудь отдельные фрагменты, в которых обличающий смех звучит громче. Искрометная характеристика дается каждому «герою». Но даже слово «герой» здесь можно употребить только в переносном смысле, ведь перед нами не живые люди, а мертвые души — те, кто духовно умер и существует лишь в виде физической оболочки. Галерея этих инфернальных образов интересна для современного читателя, так как автор изобразил типажи, актуальные и для сегодняшнего дня.
Фабула построена на фантасмагорической идее некоего господина Чичикова, о котором Гоголь даже не хочет распространяться, придавая ему безликий внешний вид: не стар и не молод, не худой, но и не полный и так далее. Перед нами бессовестный, эгоистичный и алчный человек, который думает только о накопительстве. Ради него он готов обманывать, льстить и унижаться. Деньги — смысл его жизни. Даже мысли о красивой женщине перемешиваются у него с расчетами о ее приданом. Итак, Чичикову пришла в голову «блестящая» идея, скупить «мертвые души» у помещиков — крестьян, которые еще числятся, как живые, до очередной переписи. Их можно было заложить в Опекунский совет и получить деньги. Свою сделку он проворачивает у пятерых помещиков, живущих сравнительно недалеко друг от друга.
Далее Гоголь вводит нас в поместья каждого из них, давая сатирическую характеристику каждому. Первый визит Чичиков наносит Манилову. Автор сразу же сообщает, что он человек еще не пожилой, со сладкими, как сахар, глазами. Далее Гоголь характеризует его как помещика, который занимается только тем, что предается беспочвенным мечтаниям и «прожектам». Он не в состоянии серьезно заняться хоть каким–либо делом и топит свои задатки в праздности. При этом герой очень хочет казаться выше и умнее, чем есть на самом деле, поэтому дает детям вычурные имена и постоянно рассуждает на темы, о которых имеет весьма приблизительное понятие.
«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года.»
Следующим объектом высмеивания стала помещица Коробочка — женщина, как нельзя более соответствующая своей фамилии. У нее дома сохранялись все кулечки, мешочки, коробочки, а в хозяйстве царил такой же мелочный и дотошный порядок. Она постоянно жаловалась на неурожаи, убытки, в то же время припрятывая по разным закуткам своё добро. Главные пороки Коробочки — это невежество и алчность. Автор называет ее «дубинноголовая». На вопрос Чичикова, не продаст ли она ему Мертвые души, она ответила, что боится продешевить.
«Ведь я мертвых никогда еще не продавала. Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят.»
От Коробочки Чичиков попадает к Ноздреву. С ним Гоголь не церемонится. Автор характеризует его как плута, бретера, наглеца и лжеца. Ноздрев предлагал людям ехать куда угодно, хоть на край света, менять все на все, а Чичикову пытался продать коня, кобылу, собаку и так без остановки. Сплетник и клеветник, он находил особое удовольствие в том, чтобы «нагадить ближнему» и без повода. С ним невозможно было сколько-нибудь долго поддерживать разговор, он тут же переходил на спор, и в любую минуту могла вспыхнуть ссора. Подстать хозяину его слуги, в том числе его повар.
«Он в обед клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, — словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет».
Следующий «экспонат» коллекции персонажей, предлагаемых нам Гоголем — Собакевич. Гоголь сравнивает его с медведем и по внешности, и по поведению. Он всех чиновников обзывает мошенниками, хотя сам ничуть не лучше. Он один понял аферу Чичикова и не остановил его, а лишь задрал цену на души и отчаянно торговался. Перед нами жадный и беспринципный человек, которому присуще лицемерие. Он критикует всех, грубит и ругается, злится и обижается, но при этом поступает намного хуже тех, кого винит.
Завершает эту коллекцию персонажей помещик Плюшкин — «прореха на человечестве». Его имя давно стало нарицательным. Богатый и щедрый помещик, бережливый хозяин, опустился до скотского состояния после смерти жены и бегства детей. Его скупость перешла все мыслимые и немыслимые границы. Великолепно описание «гостеприимства» Плюшкина: он посылает ключницу за сухарем из кулича, который сверху попортился, он предлагает ей поскоблить его ножом, а крошки снести в курятник. Особенно впечатляет графинчик с наливкой, которую готовила еще покойница-жена. Его забыли закупорить, так что туда поналезли разные мошки. Но, с гордостью сообщает хозяин, что он весь сор оттуда вынул, теперь она чистенькая. Услышав эти слова, Чичиков срочно засобирался в обратный путь, чем несказанно обрадовал хозяина.
Изображение мертвых душ в поэме представляет собой честную картину нравов и быта дворянской России. Через гротеск и сатиру автор передает боль своего сердца за будущее страны, населенной бездушными людьми, зацикленными на личной выгоде. Эгоизм и алчность героев лишают их человеческого обличия и приводят к деградации общества и государства.
Автор: Олеся Шавердова