Сочинение: История создания сборника «Темные аллеи» (кратко)
(445 слов) Сборник рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи» — это один из самых известных сборников, написанных в русской послереволюционной эмиграции. Работа над ним велась с 1937 по 1945 год – за это время политическая обстановка в мире кардинально изменилась несколько раз – но это не помешало ни делу, ни процессу эмиграции. Рассказы печатались в газетах сразу, по мере создания каждого. Большая их часть была написана на территории Франции, находившейся во власти немецких захватчиков.
Параллельно писатель вел заметки, в которых излагал некоторые свои идеи и мысли по поводу придуманного. Так, многие образы имели реальные прототипы из числа тех, кого автор встречал в путешествии или хорошо знал в жизни. Существовал и альтернативный заголовок для сборника — «Шиповник». Он был более предпочтителен для Бунина, но все же решил остановиться на «Темных аллеях». История названия (даже названий) известна: Бунин вспомнил строки из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…
Эти строки отражали не столько суть, сколько настроение цикла. Чтение рассказов навевает особую атмосферу воспоминаний о цветущей поре любви. Красные цветы символизируют прекрасное и незабываемое чувство, а аллея — это перспектива, отделяющая нас от того момента. Чем больше лет проходит, тем больше лип в этом стройном ряду. Бунин очень любил этот цикл и считал наилучшим из того, что когда-либо было им создано. Поэтому название должно было ассоциироваться с любовью.
В заметки он выписал цитату Л.Н. Толстого из «Войны и мира»: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь», — слова, которые могут служить эпиграфом, сквозной темой и камертоном «Темных аллей».
На момент написания сборника автору было уже около семидесяти лет. Большой жизненный опыт помог ему увидеть и описать самые тонкие грани любви. Зрелость позволила автору отделить свои личные впечатления от всех тех, что он пропустил через себя, создавая многогранное произведение, состоящее из десятков других голосов — не бунинских. Но в остальном обстоятельства мешали ему работать. Жизнь в оккупированном городе была очень сложной для пожилого человека, нуждавшегося в деньгах. Бунин жил очень скромно. Об этом периоде он писал:
«Живем мы все хуже и хуже, — пишет он в марте сорок первого, — истинно на пище святого Антония, но и эта пища становится до смешного дорого».
И все же автор работал с жаром, не пропуская ни одного дня. Творчество помогало ему пережить бедность, одиночество, старость. Он вновь становился молодым, сочиняя рассказы о самом могущественном и прекрасном чувстве. Его писатель противопоставлял войне и хаосу современности. 9 мая 1944 года, за год до Победы, он писал:
«Час ночи. Встал из-за стола — осталось дописать несколько страниц «Чистого понедельника»… Господи, продли мои силы для моей одинокой бедной жизни в этой красоте и работе.
Автор чувствовал, что это его последнее масштабное творение. Ему суждено было увековечить имя писателя. Рассказы о любви, появившиеся посреди войны и разрухи, стали пронзительным напоминанием о том, что для человека важнее всего на свете.
Автор: Инна Колокольникова