Сочинение: Художественные функции пейзажа в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)
(531 слово) Нельзя не заметить, что Александр Сергеевич Пушкин уделял много внимания описанию природы и местности, которая окружала героев романа «Евгений Онегин». В данном случае пейзаж– это не только фон, который дополняет происходящие события и указывает хронологию, но и самостоятельный образ, описание которого является важным эстетическим компонентом произведения. Он погружает читателя в заданную автором атмосферу, характеризует героев и сюжетные повороты и становится украшением текста. Рассмотрим художественные функции пейзажа в романе «Евгений Онегин» подробнее.
Судя по описаниям и истории создания произведения, Пушкин изображает на страницах книги природу деревни Михайловское, где он написал многие главы романа. Героев окружает природа средней полосы России, которая лишена гордой красоты Кавказа и яркости юга, простора степи и мощи северных широт. Она неброская, но даже в ее обыденности кроется особое очарование, которое всегда становится выигрышным в сравнении в городской средой: «Опрятней модного паркета блистает речка» — пишет автор. На лоне природы поэт чувствует себя лучше, как и его герои. Близость к естественному миру пробуждает их искренность и эмоциональность. Поэтому деревенские люди более открыты, добры и радушны, чем городские. Так, Татьяна, которая очень любит природу и часто находится наедине с нею, является цельной, самобытной и добродетельной натурой, в отличие от Евгения, равнодушного к пейзажу за окном. Из всего этого следует, что пейзажи имеют функцию антитезы: окружающий мир в тексте постоянно противопоставляется человеческой цивилизации. С помощью этого противопоставления автор ставит перед читателем актуальные вопросы, сталкивая поместное и столичное дворянство, естественных и неестественных людей, деревню и город. Через описание пейзажей автор выражает отличительные особенности этих миров и мировоззрений и дает им свою не навязчивую оценку. Например, восхищаясь весной, Пушкин отмечает, что «мертвой душе» безразлично ликование природы, а значит, недоступно простое и естественное счастье.
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?
А вот Татьяна, «милый идеал» Пушкина, любит и тонко чувствует природу:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Еще одна художественная функция пейзажа — выразительность. С помощью описания природы автор передает и усиливает настроение многих сцен романа. Так, автор описывает красоту сада, где встретились Татьяна и Евгений, чтобы обрисовать всю романтичность и таинственность обстановки вокруг.
Мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью.
Автор раскрывает героев и их характеры, делая акцент на отношении к происходящему вокруг, а именно к окружающему миру. Для читателя изначально показано, что Татьяна любит мир, природу и жизнь вокруг, а Евгений Онегин только ближе к концу начинает избавляться от «хандры» и чувствовать приближение весны. Более того, через описание природы мы можем проследить и саму любовь Александра Сергеевича Пушкина к ней.
Наконец, пейзаж в романе «Евгений Онегин» имеет чисто эстетическую функцию. Он делает повествование более лиричным, красочным, колоритным. Автор даже проявляет свою ироничность в описании природы, делая проведение более пикантным и интригующим:
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Таким образом, описание природы в романе «Евгений Онегин» имеет большое значение для читателя, помогает лучше понять настроение, героев и представить сцену (поэтому не стоит пропускать эти отрывки при чтении).
Автор: Майя Лаошвили