Сочинение: Хронологическая последовательность глав в романе «Герой нашего времени» и роль композиции (М. Ю. Лермонтов)

(359 слов) «Герой нашего времени»— это реалистичное отображение эпохи, в которую жил и творил М. Ю. Лермонтов. В произведении ведется рассказ о дворянине и офицере царской России. Григорий Печорин— образованный человек, который ищет, но не может обрести смысла жизни. Его характер — собирательный портрет всего поколения автора, поэтому раскрытие образа Печорина имеет определяющее значение в книге. Такова и роль композиции в романе — нарушение последовательности глав служит для наиболее полной и объективной характеристики главного героя.

Правильная хронологическая последовательность романа «Герой нашего времени» выглядит таким образом:

  • Глава первая «Тамань» (Печорин едет на Кавказ и останавливается на время в этом городе.)
  • Глава вторая «Княжна Мэри» (После военного похода Григорий отдыхает на водах в Пятигорске, встречает Веру и убивает на дуэли Грушницкого)
  • Глава третья «Бэла» (за дуэль Печорина отправляют в крепость под руководство Максима Максимыча.)
  • Глава четвертая «Фаталист» (Герой уезжает из крепости на две недели в станицу, где принимает участие в споре с Вуличем)
  • Глава петая «Максим Максимыч» (Спустя петь лет по дороге в Персию Григорий встречает штаб-капитана.)

Однако автор намеренно водит читателя кругами и начинает с «Бэлы», где его герой предстает бездушным и эгоистичным человеком, которого простой и добродушный старичок Максим Максимыч понять не может. Мы не видим всей полноты картины его глазами. Потом в главе о встрече Печорина со старым другом происходит то же ослепление: холодность Григория вменяется ему в вину, хотя он, видя Максима Максимыча, лишь защищается от неприятного и горького воспоминания на смерти загубленной им княжны. Более внимательный наблюдатель (чем рассказчик) мог бы понять это, но читатель вновь получает искаженное впечатление о персонаже. И лишь следующие главы («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») позволяют сложить пазл — Печорин сам говорит о себе без купюр. 

Таким образом, хронологическая последовательность глав раскрывает секрет, запрятанный автором в своеобразную композицию. Она показывает, что герой перед встречей со старым другом пережил несколько потрясений, которые сделали его тем, кем он предстал перед нами вначале. После потери любви и убийства друга он отчаянно искал счастья в союзе с Бэлой, но потерял и ее. Осознав свое разрушительное влияние на людей, он не щадил жизнь и даже искал смерти, которую нашел в цвете лет. Встреча с Максимом Максимычем больно уколола его воспоминанием об очередной вине, и он уехал навстречу своей гибельной и трагичной судьбе.

Автор: Анастасия Антонова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *