Хлестаковщина в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)
Николай Васильевич Гоголь, как мастер русского слова, обладает невероятной способностью обличать пороки и нравы людей его времени на бумаге. Ирония и сатира часто используются автором для достижения желаемого эффекта, но это также один из способов не скатиться в печаль и уныние при виде всех пороков и гадостей людских. Благодаря пьесе «Ревизор» читатель получил не только возможность посмеяться над незадачливыми чиновниками, но и узнать сущность социального явления, которое характеризует российскую действительность. Его назвали в честь главного героя — «хлестаковщина». Оно вобрало в себя такие черты менталитета, как лживость, хвастовство, легкомыслие и инфантилизм.
В комедии «Ревизор», главной фигурой пьесы является обманщик и плут Хлестаков, мелкий чиновник низкого ранга, которому посчастливилось попасть в нужное время и место. Обладая изворотливостью и находчивостью, умело обманывая, сразу пользуясь ситуацией и извлекая из нее максимальную для себя выгоду, герой выдает себя за ревизора. Из таких особенностей персонажа и вытекает целое емкое понятие – хлестаковщина. Способность поверить в свою ложь, вжиться в нее как в роль, умело подстраиваясь под среду, даже периодами забываться и переигрывать – виртуозный комплекс уловок и приемов испорченной души.
«Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» — таков девиз Хлестакова.
Хлестаковщина включает в себя не только характерные плутовские качества героя, но и влечет за собой целый ряд последствий. Это каскад пороков, который раскрывается под влиянием главного стимула. Темные стороны чиновников города связаны с этим явлением. Продажность, повальное взяточничество, лицемерие, услужливость – все это словно одна болезнь эпохи Гоголя, для которой он нашел определение и выразил литературно. Это как коррозия, покрывшая весь чиновничий аппарат в произведении – нравственный недуг. Все персонажей объединяет все разъедающий цинизм:
Я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. — пишет Хлестаков без тени раскаяния.
В пьесе нет положительных героев. Персонажи произведения словно соревнуются между собой – кто более гадок и изворотлив в своей подлости. Хлестаков служит инструментом для вскрытия и обнажения истинного лица жителей города, срывая маску добропорядочности с чиновников-коррупционеров посредством страха. Именно страх перед ревизором, заставляет трепетать весь порочный чиновничий круг, который уже закостенел и привык к своей роли, словно это уже и норма поведения. Каждый житель словно пропитан этой обстановкой, даже, к примеру, высеченная жена унтер-офицера, которая просит, лишь бы ей возместили ущерб в деньгах вместо того, чтобы разобраться в этом деле и наказать обидчиков.
Но что поистине делает произведение Гоголя гениальным, это то, что оно актуально и по сей день – хлестаковщина неискоренима и поныне, это целый пласт душевных и нравственных деформаций, который слишком глубоко заложен в менталитете людей.
Автор: Артем Иволга