Сочинение: Характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» (+ таблица с цитатами)

Краткая цитатная характеристика Сони Мармеладовой необходима при изучении романа «Преступление и наказание». Многомудрый Литрекон создал два эссе и таблицу с цитатами. Приятного просвещения!

Вариант 1: Кратко

(334 слова) Соню Мармеладову многие исследователи и литературоведы называют ключевым героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот персонаж действительно уникален в своей парадоксальной противоречивости внешнего и внутреннего и играет в произведении чрезвычайно важную роль. При всех своих особенностях, образ Сони Мармеладовой приближен автором к идеалу женского характера.

С одной стороны, это кажется абсурдным – как идеалом женской чистоты и духовной непорочности может быть падшая женщина? Основную часть биографии Сони читатель узнаёт из рассказа Семёна Мармеладова – её отца, бедного чиновника в отставке. Восемнадцатилетняя хрупкая и бледная как тень девушка была вынуждена «пойти по жёлтому билету», то есть продавать своё тело, чтобы спасти семью от голодной смерти. Проституция была для Сони единственным вариантом, поскольку образования она не получила, и за всю жизнь прочитала лишь несколько книг. Катерина Ивановна давила на девушку, не являющуюся ей родной дочерью, и попрекала куском хлеба. Внешний облик и проявления характера Сони до абсурда не вяжутся с её профессией – она скромна, застенчива, боязлива, покорна, при этом выглядит намного младше своего и без того юного возраста. Вульгарное потрёпанное облачение городской проститутки очевидно неуместно смотрится на этой девушке, и тем не менее, именно такой она представляется поначалу.

С другой стороны (и это делает образ Сонечки Мармеладовой абсолютно и совершенно уникальным), будучи падшей физически, она не пала нравственно. Именно Соня ведёт душу Раскольникова к спасению, убеждая его признаться и раскаяться, разрушая представление бедного студента о людях, что делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Жуткую теорию Раскольникова в пух и прах разбивают истинные христианские любовь и всепрощение, смирение и милосердие, которые несёт в его мир Соня Мармеладова. Девушка отправляется с ним на каторгу, подобно жене декабриста, и остаётся рядом с ним до конца. Сцена, в которой блудница и убийца, склонившись, читают Евангелие, эпизод о воскрешении Лазаря, является одним из ключевых эпизодов романа и практически культовой сценой не только для русской литературы, но и для русской жизни в целом.

Таким образом, характеристика Сони Мармеладовой является истинно парадоксальной с той точки зрения, что христианский идеал всепрощения, любви, милосердия и смирения представляет собой восемнадцатилетняя бедная мещанка, продающая своё тело.

Вариант 2: Подробнее

(507 слов) Среди женских образов у Федора Михайловича Достоевского немало тех, что надолго запоминаются читателям яркостью и глубиной характера. Чаще всего они являются носительницами традиционных христианских добродетелей или же, напротив, отражают совершенно противоположные ценности. В знаменитом «Преступлении и наказании» также можно отыскать немало примечательных героинь, но особняком среди них стоит Софья Мармеладова.

Сонечка молода, ей всего около 18 лет, но за это время она успела повидать многое. Нищета, голод, постоянное пьянство отца, плохое отношение со стороны мачехи — вот в каких условиях молодой девушке приходится жить. Перед нами худенькая блондинка с голубыми глазами. У нее неправильное и «востренькое» лицо, которое выглядит детским. Даже манеры выдают сходство Сони с ребенком.

«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое… Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок…»

Образования у юной Мармеладовой нет, как и связей в высоких кругах. А значит, возможности освоить достойно оплачиваемую профессию или удачно выйти замуж тоже практически отсутствуют. Совсем недолго девушка работает швеей, но существенного дохода дело не приносит. Более того, бедняжку порой оставляют и вовсе без оплаты.

Осознавая безысходное положение и желая хоть как-нибудь помочь родным, Соня решается на отчаянный шаг и становится обладательницей так называемого «желтого билета». Данный поступок очень отважен. Как правило, получив официальный статус представительницы древнейшей профессии, девушки едва ли уже могли в будущем вернуться к обычной жизни. Теряли они и уважение со стороны общества — работниц борделей считали людьми второго сорта.

Единственной поддержкой для Сони является вера во Всевышнего. Она убеждена, что Создатель не оставит своих детей и в конечном итоге дарует счастье каждому. Казалось бы, человеку в такой среде впору озлобиться, возненавидеть весь мир, сетуя на несправедливость и безразличие окружающих, но Сонечка оказывается гораздо сильнее обстоятельств. Несмотря на низкое социальное положение, она остается крайне доброй и мягкой, сохранив в сердце искреннюю любовь к близким.

Удивительно, как скромно и стеснительно держится Мармеладова в компании. Она чувствует неловкость, находясь в одном помещении с Пульхерией Александровной и Авдотьей Романовной, ибо не считает себя достойной малейшего внимания и хорошего отношения. Зато к другим она с легкостью проявляет нежность и участие. Показательна ее забота о Катерине Ивановне, которая частенько поднимала руку и кричала на падчерицу. Невзирая на это, героиня по-настоящему переживает за здоровье женщины и не желает ей смерти.

«— Ох, нет!.. Бог этого не попустит! — вырвалось наконец из стесненной груди у Сони. Она слушала, с мольбой смотря на него и складывая в немой просьбе руки, точно от него все и зависело…» — вот как реагирует девушка на жестокие слова Раскольникова о том, что с ее мачехой может случиться что-то плохое.

Так же трогательно она беспокоится о Полечке, Лидочке, Коленьке (сводных сестрах и брате) и о главном герое романа. Склонная к самопожертвованию Сонечка отдает им все, что может: тратит скудный доход на детей и безропотно отправляется за Родионом в Сибирь.

В образе Мармеладовой воплощено, как говорил сам Раскольников, великое страдание человеческое. Ее личность соткана из противоречий, но на фоне всех персонажей произведения она проявляется как наиболее чистый душой человек. Она поступает так, как велит ее любящее, сострадательное сердце, и заслуживает этим уважение других людей.

Таблица: Черты характера Сони Мармеладовой

Черты характера Сони Мармеладовой Цитаты
Робость и кротость

Соня, робкая от природы…

Терпение

Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести…

Щедрость и доброта

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!

Недальновидность и наивность

Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая!

Необразованность

Воспитания, как и представить можете, Соня не получила.

Вера в Бога и самоуничижение

Что ж бы я без бога-то была?

Самопожертвование во имя семьи

Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!

Скромность и обостренное чувство совести

Честь! Да ведь я… бесчестная… я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!

Чистота души

Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел…

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *