Сочинение: Характеристика Чарткова в повести «Портрет» (+ таблица с цитатами)

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение-рассуждение о характеристике Чарткова и таблицу с цитатами, подтверждающими его выводы об этом молодом человеке.

Вариант 1: Кратко

(326 слов) Повесть «Портрет» входит в цикл «Петербургских повестей» и является одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В ней органично соединились мистичность и отражение острых социальных противоречий, экспозиции «богатого» и «бедного» Петербурга. В центре событий оказывается молодой бедный художник Чартков, неожиданно нашедший картину, которая навсегда изменила его жизнь.

Так, в начале повести юному художнику 22 года. Он чрезвычайно беден, несмотря на принадлежность к дворянскому сословию; его единственного слуги, Никиты, практически не бывает дома. Чартков одевается в бедную, поношенную одежду и питается чем попало. Живёт юный художник в скромной комнатке на окраине Петербурга, пятнадцатой линии Васильевского острова. Единственное, что обогащает жизнь Чарткова – его преданность искусству. Он занимается живописью, обладает явным талантом и обещает стать великим художником при должной работе над собой.

Однако ситуация становится диаметрально противоположной, когда в раме случайно приобретённого портрета некоего старика-ростовщика Чартков находит 1000 червонных (около 3000 рублей). На эти деньги герой начинает новую жизнь и, финансово обогащаясь, теряет свой талант, опускается до уровня состоятельных петербургских художников, пишущих на заказ по классическому светскому шаблону. Его дар превращается в навык, кисть теряет искру и бойкость, все работы становятся однотипными. Так, соблазнившись деньгами, художник губит в себе чувство искусства и перестаёт дарить его людям. В припадках бешеной зависти и безумия он скупает чужие дорогие картины и зверски уничтожает их. Волны неконтролируемого гнева окончательно сводят его с ума, и Чартков в три дня погибает от чахотки.

Интерес представляет случайно попавший к нему в руки портрет. Узнав его историю, читатель понимает, что душа ростовщика непостижимым образом осталась в портрете после смерти натурщика. Дьявольски-живые глаза старика и жуткий сон, доконавший еще  и бедного Чарткова, склоняют к мысли, что старик – колдун, либо сам Сатана. Можно ли в таком случае утверждать, что Чартков продал душу за 1000 червонцев? Продал свой талант, свой уникальный дар, что привело сначала к его обогащению, а затем к безумию и смерти. Эта трактовка появляется в работах многих критиков и вполне может быть правдивой. Таким образом, Чартков – поднявшийся «из грязи в князи» художник, продавший душу.

Вариант 2: Подробнее

(392 слова) В повести Н. В. Гоголя «Портрет» главной темой, безусловно, является искусство. Искусство, с одной стороны, подлинное и живое, оно основывается на таланте художника и его искренней вере в идею. С другой, искусство, к которому обращаются с одним намерением – заработать на прекрасном. Такое творчество пустое и серое. Автор подчеркивает, как оба эти вида искусства влияют на жизнь человека, на примере главного героя – молодого художника, Андрея Петровича Чарткова.

Чартков обладает всеми задатками подающего надежды творца: он талантлив и беден. Чартков по происхождению – обедневший дворянин. У него совсем нет крепостных – лишь один слуга по имени Никита. Чартков живет в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. Ему не хватает средств даже для того, чтобы оплатить свой долг за квартиру. Однако решение проблемы вскоре обнаруживается: Чартков находит мешок с червонцами в раме картины, которую он приобрел на одном из аукционов за последний оставшийся двугривенный.

С обретением неожиданного богатства у Чарткова появилась возможность рассчитаться за квартиру. Кроме того, он переехал в шикарные апартаменты на Невском, сменил гардероб на куда более вычурный и начал заново строить свою карьеру. У него появились богатые клиенты, которые заказывали портреты. Словом, жить Чартков стал припеваючи, разве что изменился он сам. В определенный момент герой вязнет в жизни, которую он сам себе сотворил. Некоторые знакомые отмечают, что раньше Чартков был куда талантливей. Таким образом, мы наблюдаем поразительную метаморфозу. Молодой художник, разбогатев, предал главный принцип искусства – он перестал в него верить и начал творить ради наживы. Тогда талант его и покинул. Чартков утратил свой потенциал. Вместе с тем в нем начала расти зависть по отношению к более удачливым художникам. Чартков озлобился, начал скупать чужие картины, чтобы затем их безжалостно уничтожать. Как выяснилось, портрет, который так неожиданно наделил его богатством, обладал темной силой. Изображенный на полотне старик-ростовщик занимал деньги всем неискушенным, и все они становились отвратительными жадными людьми, либо сходили с ума, либо заканчивали жизнь самоубийством. Чартков также пострадал от недоброго искушения старика на картине. Он тоже умер, потеряв рассудок.

Таким образом, на протяжении всего повествования мы видим, как менялся Чартков. Из бедного, но талантливого художника он превратился в успешного и популярного мастера. Однако богатство не является синонимом выдающихся способностей. Поддавшись всевозможным соблазнам, Чартков не только лишился своего дарования, но и изменился, как личность. Он стал злобным, завистливым и неприятным человеком, а в конечном итоге сошел с ума. Разум ему отказал и довел до погибели. Жадность и недальновидность довела до могилы подающего надежды молодого художника.

Таблица: Черты характера Чарткова в повести «Портрет»

Черты характера Чарткова Цитаты
Незаурядное дарование

Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…

Верность творчеству

…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…

Нетерпение, горячность, стремление к лучшей жизни

Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?

Тщеславие и легкомыслие

В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету.

Праздность и желание блеснуть

Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться…

Зависть и жестокость

Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта.

Агрессивность и нетерпимость по отношению к успехам других людей

Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *