Сочинение: Характеристика Аси в повести Тургенева «Ася» (+ таблица с цитатами)

Многомудрый Литрекон рад предложить Вам не только краткое сочинение-рассуждение, где перечисляются черты характера Аси, но и таблицу с цитатной характеристикой героини. Она расположена ниже. Приятного просвещения!

Вариант 1: кратко

(391 слово) Повесть И. С. Тургенева «Ася» – весьма лиричное и романтичное произведение о несбывшейся любви. Молодая, красивая главная героиня Ася на протяжении всей повести вызывает у читателей двоякое впечатление. Но ее противоречивость оправдывается, когда мы узнаем историю ее жизни.

Ася (полное имя: Анна Николаевна Гагина) представляет собой юную особу семнадцати лет. Она имеет необычный характер, ее настроение меняется будто бы по щелчку пальцев, она часто ведет себя странно и даже неестественно. Главный герой, господин Н., говорит о ней: «…Что за хамелеон эта девушка!..». Но, несмотря на все свои «странности», Ася очень умная, искренняя, честная, чуткая и добрая душа.

Ее брат рассказывает о ее жизни господину Н., и тут в умах читателей все становится на свои места, они начинают понимать своеобразный характер и поведение героини. Ася – незаконнорождённая дочь отца Гагина. Мать ее когда-то была горничной матери ее брата. Вплоть до 9 лет девочка жила в крестьянском доме, а после смерти матери ее забрал к себе отец-помещик и сделал из нее барыню. В 13 же лет она осталась круглой сиротой, поэтому ее к себе на попечение вынужден был взять Гагин. Он поместил ее в пансион, чтобы там ее воспитали как настоящую «барышню», но затея брата не удалась.

Девушка стыдится своего происхождения, но всеми силами старается меняться, чтобы не уступать молодым особам благородного происхождения: «…Она хотела быть не хуже других барышень…». Именно ее стремление уподобится барышням из высшего общества заставляет ее вести себя так несуразно. Она не умеет держать себя в обществе, в ней кипит желание порисоваться: изначально робкая Ася преднамеренно ведет себя развязно.

Ситуация усугубляется, когда Ася влюбляется в господина Н. Это ее первая любовь, в которую она окунается, как в омут с головой. Чувство всецело поглощает девушку. Она не умеет скрывать и удерживать свои эмоции, поэтому первая признается ему в своих чувствах. Господин Н., в свою очередь, напуган и поставлен в тупик ее откровенностью и бойкостью. Из-за своей трусости и нерешительности он отказывает девушке, о чем впоследствии очень сильно жалеет. Девушка разочарована, ее трепетная душа оказывается раненой. Отвергнутая Ася навсегда исчезает из жизни господина Н.

Ася – именно та девушка, образ которой навсегда остается в сердцах людей, повстречавших ее. Она загадочна, совмещает в себе несовместимое. И хотя в повести нам не показывается счастливый для Аси конец, в душе теплится надежда, что эта одновременно гордая, шаловливая и честолюбивая особа не изменит себе, по жизни будет идти с гордо поднятой головой и, в конце концов, обретет свое истинное счастье.

Вариант 2: Подробно

(581 слово) Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» написана в 1857 году. Несмотря на то, что повесть невелика по объему, Тургенев работал над ней 5 месяцев, в связи со своей болезнью, и отправил произведение на публикацию лишь в 1858 году. Тургенев часто черпал вдохновение из своей личной жизни. Это произведение считается во многом автобиографичным, и в нем можно увидеть отголоски его впечатлений о жизни и любви, а также об отношениях с женщинами.

Образ девушки перед нами предстает неоднозначный: в самом начале произведения героиня кажется нам диковатой, так как сперва не знакомится и не заводит разговор с рассказчиком и главным героем произведения – молодым человеком по имени Н.Н.. Однако постепенно Ася «раскрывается» для читателя как натура своенравная и свободолюбивая. Она явно была избалована вниманием отца, а затем и брата. Ей тяжело дается осознание того, что она начинает влюбляться в героя, так как до ужаса боится быть отвергнутой. Ее гордыня не позволит ей остаться один на один с чувством безответной любви. 

После рассказа ее брата – Гагина – о судьбе Аси, читателю еще больше приоткрывается завеса образа главной героини. По всей видимости, детство ее прошло не самым лучшим образом: мать девушки – крепостная отца Гагина. Он полюбил её, но женщина не хотела выходить за него замуж и забрала новорожденную дочку Анну (Ася – сокращенная форма данного имени), запретив ему видеть ребенка. Мать Аси была женщиной строгой, не проявлявшей любви и заботы по отношению к девочке, малютка росла, не зная отца. Но мать Аси скончалась, когда девочке было всего семь лет, и тогда Николай Гагин (отец Анны) смог взять ее к себе на воспитание. Он ни в чем не мог ей отказать, но девушку все равно неотступно продолжала преследовать тревога остаться брошенной. 

Поэтому она так привязалась к своему брату, когда узнала о нем после смерти отца, и боялась открыться кому-либо другому. Ася не имеет душевного равновесия, так как она бросается из крайности в крайность: в одну минуту девушка начинает смущаться, в другую уже болтает без умолку, затем снова становится угрюмой и задумчивой. Постоянная смена настроения героини не дает читателю возможности понять, какая она на самом деле. 

Вероятно, Ася испытывала настоящее чувство влюбленности по отношению к Н.Н., но она боялась позора и не позволяла любви взять над ней верх. Скорее всего героиня хотела полюбить кого-нибудь помимо брата и больше фантазировала по поводу образа прекрасного юноши, который воплотился в Н.Н.

Немаловажную роль для анализа образа Аси играет природа. Иван Сергеевич описывает окружающий мир так, что он меняется в зависимости от настроения девушки. Когда Ася бойкая и игривая, то и погода стоит солнечная и ясная. Когда же девица становится печальной и застенчивой, то и природа вокруг «грустнеет», волны на море бушуют, а ветер проносится ураганом. Пика своего окружающий мир достигает, когда происходит момент объяснения Аси с Н.Н.: краски становятся мрачными и серыми, природа заходится в своем неистовстве, все в мире тревожится. 

Примечательно и то, что Тургенев добавил в повесть упоминание скалы Лорелей, легенда которой гласит о том, что юная девушка Лора оказалась жертвой несчастной любви. Лорелей является символом роковой судьбы, опасности и неопределённости любви. Её история отражает идеализацию женской красоты и одновременно предостерегает о последствиях, которые могут быть связаны с соблазнением и служением любви. Иван Сергеевич неспроста приводит данную аллегорию: она является зашифрованный знаком того, что и любовь Аси будет несчастной, какой она и стала в итоге. 

Таким образом, Ася в повести Тургенева — это не просто персонаж, это символ молодой души, ищущей понимания и любви в жестоком и порой равнодушном мире. Её сложная внутренняя жизнь и стремление к свободе делают её образ универсальным и актуальным для многих поколений читателей.

Таблица: Черты характера Аси с цитатами

черты характера Аси цитаты
самостоятельность и самобытность

«…словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела…»

ранимость и мнительность

«…она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она…»»…она хоть и притворяется, что ей все нипочем, – мнением каждого дорожит…»

честолюбие и мучительная зажатость

«…ее внутреннее беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться – все мне стало ясно. я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие…»

живой ум и упрямство

«…ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…»

честность и прямота

«…но, к счастью, она не умеет лгать – и доверяет мне…»

доброта

«…ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, – промолвил он, – у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. трудно с нею ладить…»

вспыльчивость и страстность натуры

«…с нею мне беда. порох она настоящий. до сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! я иногда не знаю, как с ней быть…»

подвижность и непоседливость

«…я не видал существа более подвижного. ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову.

целеустремленность и жажда подвига

«…пойти куда‑нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – а то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?..»

Автор: Юлия Борисова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *