Сочинение: Государство в романе «Мы» (Е.И. Замятин)

(489 слов) Роман Евгения Замятина, написанный в 1921 году, был опубликован лишь к концу 1990-х годов. Это сатирический роман-антиутопия, повествующий о Едином Государстве, в основе которого лежит тотальный контроль над личностью каждого, кто в нём живёт. Приблизительное время происходящих событий – тридцать второй век.

У людей нет имён, вместо них буква и номер. Женщины и мужчины различаются лишь по тому, какая буква стоит перед номером. Читатель узнаёт о событиях от главного героя Д-503, который ведёт дневник в рамках государственной программы в связи с запуском космического корабля «ИНТЕГРАЛ». Д-503 – главный инженер в этом проекте.

В статье под названием «Я боюсь», которая уже содержала в себе идеи, в последствии перенесённые в роман, Замятин высказывал свои опасения, что в новой России не останется места свободному творчеству. Всё будет выверено и подчинено законам целесообразности. А творчество, как известно, не имеет границ, иначе оно превращается в государственный заказ. Перестаёт быть искусством. «Мы» повествует о тлетворном влиянии на личность, тем более на творческую личность тоталитарного режима.

Единое Государство победило в Двухсотлетней войне и повсюду установило свой порядок. Город, в котором живут люди-нумера, ограждён Зелёной Стеной, все разговоры на улицах прослушиваются, стены в домах прозрачно-зеркальные. Шторы разрешено задёргивать лишь в сексуальный час. Единое Государство во главе с Благодетелем – главным нумером города, неустанно следит за каждым движением живущих. Если кто-то хотя бы на шаг отступает от выверенного распорядка, Хранители усиливают слежку за этим нумером и рано или поздно казнят. Для этого используют Машину Благодетеля, которая расщепляет атомы человеческого тела, и от него остаётся лишь химически чистая вода.

Переизбрать Благодетеля невозможно. Каждый год на Дне Единогласия все жители снова и снова выбирают его. Политика Государства строится на подмене понятий, по принципу, который хорошо уловил другой автор антиутопий – Джордж Оруэл: «Свобода – это рабство». Замятин, вдохновивший своих будущих последователей на написание антиутопий, в своём романе описывает как Единое Государство воспитало своих граждан по формуле «свобода – это звериное состояние». Многовековое внедрение подобных установок позволило Единому Государству успешно управлять всеми живущими в нём людьми, которых и за людей-то не считают. Человек – только номер, винтик в государственной машине.

Но Замятин идёт дальше, он не просто описывает государственную политику, он говорит о том, что подобный политический строй лишает человека души. В этом городе всё с математической точностью измерено, а всё, что измерить нельзя – душа, например – подлежит уничтожению.

Такой режим негативно сказывается на всех, но сильнее всего он ударяет по творческому человеку. Не зря в Древнем Доме герой видит портрет древнего поэта – Пушкина, не зря пишет роман и рассуждает о поэзии. Замятин показывает, как подобный строй уничтожает способность творить. А без творчества человек погибает, у него не остаётся души, фантазии, он не способен полноценно жить. Именно поэтому Замятин превращает своего героя в машину. Операция по удалению фантазии лишает его человеческих черт, и он спокойно смотрит, как его возлюбленная мучительно умирает. Лишь её улыбка слабо напоминает ему о чём-то. Но о чём – он вспомнить не в состоянии.

Однако автор оставляет нам надежду. Ребёнок Д будет расти за Стеной. У него ещё будет шанс побороться за человеческую душу в нечеловеческом государстве.

Автор: Таисия Ишниазова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *