Сочинение: Главные герои в рассказе «Телеграмма» (К. Г. Паустовский)

(574 слова) В основе сюжета рассказа «Телеграмма» (1946) лежит реальная история из жизни Екатерины Ивановны Пожалостиной и ее дочери Насти. Паустовский был знаком с семьей и снимал комнаты в их фамильном доме. Несмотря на то, что образы героинь (как и некоторые детали сюжета) в рассказе отличаются от «оригинала», история поражает своей трогательной глубиной и, к сожалению, своей реалистичностью. Безусловно, особая эмоциональная сила рассказа берет своё начало в образах его героев.

Прежде всего, мы знакомимся с Екатериной Петровной — «сгорбленной, маленькой» старушкой, в одиночестве живущей в своём доме в селе Заборье. Ее дочь, «единственный родной человек», уже три года не навещала мать, перебравшись в Ленинград. Екатерина Петровна очень любит свою дочь, горько тоскует по ней, но не хочет беспокоить ее и потому пишет редко, не получая в ответ ничего, кроме 200 рублей и пары скупых строк. Очевидно, что одно единственное письмо для неё было бы важнее любых денег.

От дома Екатерины Петровны веет старостью и холодом. Из него будто давно ушла жизнь. Кажется, что он так же измучен одиночеством, как и его хозяйка. Этот «мемориальный дом» становился символом внутреннего опустошения брошенного человека. Весь образ оставленной матери, «тихонько плачущей» в покинутом доме, вызывает боль и сострадание. Героиня ощущает приближающуюся смерть и, стремясь в последний раз увидеть дочь, она пишет письмо. Екатерина Ивановна — сильная и терпеливая женщина. Она всегда приветлива и добра со своими помощниками — девочкой Манюшкой и стариком Тихоном. Особенно тяжёлым кажется эпизод с фальшивой телеграммой, написанной Тихоном. В умирающей женщине вновь загорается надежда в последний раз увидеть дочь, однако наивно-нежная подпись «всегда любящая дочь ваша Настя» рассеивает иллюзию. Такое простое проявление любви и заботы, выраженное всего в нескольких словах, невозможно. И этот странный, абсурдный контраст бьет в самое сердце.

Дочь Екатерины Петровны Настя — молодая девушка, она живет в городе и работает в Союзе в художников. Определяет весь образ героини лишь одна емкая характеристика- «большие холодные глаза». Испытывая угрызения совести и затаенную тоску, понимая обиду матери и свою вину перед ней, она остаётся холодна к ее письмам. Мелкие трудности дороги и работа оказываются для неё более значимыми, чем предсмертная просьба матери. Девушка будто не хочет понять ее одиночества; мысль «раз мать пишет — значит жива» оказывается вполне достаточной, чтобы стараться сохранять внутренне спокойствие. Тем страннее кажется ее особая забота о совсем чужом человеке, скульпторе Тимофееве. Короткое послание Тихона становится той страшной новостью, которая разрушает стену безразличия. И наконец, время, которого за прошедшие три года было более, чем достаточно, оказывается непозволительной роскошью. Настя понимает, что никто не будет любить ее так, как мать; что ничто, кроме материнского прощения, не сможет облегчить вину и скорбь в ее сердце. Она не застаёт мать в живых и уходит тайком, крадучись, мучимая болью и раскаянием. Смерть матери становится «мутным и тяжёлым рассветом», прозрением равнодушного сердца.

Второстепенные персонажи — это девочка Манюшка, бескостно любящая Екатерину Петровну и помогающая ей, и сторож Тихон, мудрый и полный сострадания старик, так наивно пытающийся подбодрить умирающую фальшивой телеграммой. Их забота и внимание к старушке ещё больше обнажают ту странную пропасть равнодушия, которая легла между любящей матерью и ее дочерью.

Символичен образ молодой учительницы, попавшей на похороны Екатерины Петровны. Она вспоминает о своей матери, и, кажется, что ее юное и чуткое сердце, столкнувшееся с жестокостью незнакомой смерти, не должно совершить ошибки Насти.

Каждый из нас может найти что-то общее с героями этого рассказа. Возможно, однажды кто-то обнаружит себя сразу в нескольких его героях. Однако нужно помнить, что сила искусства не только в его удивительной способности подражать жизни, но в невероятной силе воздействия, его мудрых уроках, которые мы можем усвоить, пока не станет слишком поздно.

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *