Сочинение: Главные герои в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(675 слов) Поэма Н.В Гоголя «Мертвые души» представляет собой «галерею» людей, которые довели свои личностные и не только недостатки и пороки до апогея. После выхода поэмы имена многих из них стали нарицательным, что подчеркивает точность описания героев и их приближенность к реальным людям. Именно система образов мертвых душ помещиков передает основную мысль автора. Мы разберем основные из этих образов.

Нужно упомянуть, что под мертвыми душами Гоголь подразумевал именно души помещиков, живых снаружи, но мертвых внутри. Всех их объединяет праздность, душевная пустота, пошлость. Именно таких людей встречает на своем пути бывший чиновник и главный герой поэмы, Павел Иванович Чичиков. Первым он встречается с Маниловым. Он предстает перед читателями слащавым и мечтательным, но безнадежным и бездеятельным помещиком. Сам автор описывает его так: «Человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов живет своими мечтами, забывая о настоящем мире. На его столе уже пару лет лежит книга, заброшенная на 14 странице, и засохшая чернильница. Он ведет праздную и бездеятельную жизнь, ведь мир мечтание для него стал истинным домом. Дела собственных крестьян его не волнуют, он ничего о них не знает, и знать не хочет. Жизнь мечтателя течет своим чередом. На вопрос Чичикова о том, сколько у помещика умерло крестьян, тот отвечает: «Много». Образ Манилова дал толчок к появлению понятия «маниловщина», которое обозначает легкомысленно-мечтательное отношение ко всему вокруг без попыток к действию.

Вторым героем на пути Чичикова оказывается помещица Настасья Петровна Коробочка. Зажиточная и деловая старуха сразу пытается получить выгоду с продажи душ, хотя и не понимает, зачем они вообще кому-то нужны. Ворчливая старуха аккуратна и бережлива, но глупа и неразвита. Чичиков называет её «дубинноголовой» за её упрямство. Коробочка получила «говорящую» фамилию. Она мертва внутри из-за ограниченности ума, ведь живет в своеобразной «коробочке», где главная её цель – получение прибыли. Следующей остановкой Чичикова будет поместье Ноздрева. Образ помещика собрал в себе такие качества как вспыльчивость, лживость, грубость, желание казаться богаче. Он — игрок, пьяница и кутежник. Гоголь описывал его как человека, способного «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Привлекательный и здоровый внешне мужчина обладает дурным нравом. Даже своих собак он любит больше, чем собственных детей. Ноздрев — хвастун, и поэтому хвалится то своими собаками, то мельницей и кузницей, то лошадьми, то прудом с рыбой, то прирученным волчонком. Но хозяйство у него все-таки хромает: дороги запущены, а поля затоплены. Отличительной особенностью является то, что у него в кабинете нет ни бумаг, ни ручки, но зато есть алкоголь для гостей и различные кинжалы и пистолеты, украшающие стены. Ноздрев пуст внутри, ведь состоит только из показного богатства, пустых речей и не менее пустых поступков.

Следующий помещик – Михайло Семенович Собакевич. Большой и грубый и снаружи, и внутри. В таком огромном человеке будто бы нет никакого места живому. Даже его мебель, такая же неотесанная как её хозяин, словно говорит: «И я тоже Собакевич». Беспринципный и жадный, он называет самую большую цену за души. Последним в списке помещиков появляется невероятно скупой и жадный Плюшкин. Заросший, маленький и жалкий старик с крошечными глазами. Он настолько одержим богатством, что выглядит как нищий, хоть и имеет огромное количество душ. Даже Чичиков принимает его за ключницу. В его доме, как и в нем самом, пустота, пыль и бардак. Различный мусор сложен в огромные кучи. Плюшкин копит, чтобы копить. Именно через его образ Гоголь показывает, к чему приводит праздный образ жизни за чужой счет.

Отдельного следует упомянуть самого Чичикова, ведь он мертв внутри, как и все остальные, хоть и имеет надежду на спасение. В его действиях прослеживается лишь жажда наживы: он скупает мертвые души для получения денег, ведь с детства был приучен добывать деньги всеми способами. Он беспринципен, лицемерен и жаден. В его жизни существуют только деньги, поэтому он так и не создал семьи, так и не завел друзей, так и не обрел призвания.

«Галерея» мертвых душ в произведении широка и многогранна. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Чичиков — все они показывают не только личностные, но и общие пороки людей, такие как праздность, жадность, пошлость и скудоумие. Н.В. Гоголь сумел описать в нескольких образах все пороки и недостатки не столько помещиков, сколько всех людей в целом, что делает эту систему образов одной из самых проработанных и полных в литературе.

Автор: Илья Шляпников

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *