Сочинение: Фольклорные мотивы, образы и традиции в «Слове о полку Игореве»

(509 слов) «Слово о полку Игореве» — это произведение, в котором народные традиции соединились с индивидуальным авторским началом. Имя автора не дошло до наших дней, но и он и не стремился оставить памятник своему мастерству. В его произведении мы видим феноменальную близость к фольклору. Это заставляет нас задуматься о том, что настоящим автором книги стало коллективное сознание русского народа, в котором созревал этот особенный образный язык.

Фольклорные мотивы в поэме связаны с языческими преданиями. Так, автор уделяет особое внимание силам природы, которые, по мнению людей того времени, обладали сознанием и магической силой. Так, главный герой игнорирует важное знамение природы — солнечное затмение. Это показывает князя самоуверенным, но не дальновидным, ведь он хотел единоличной славы, хотел доказать всем какой он удалой: в одиночку половцев победил. Игорь не испугался затмения, просто проигнорировав его, и отправился в путь. Он принял решение продвигаться с войском к Дону. Стоит отметить, что на протяжении всего произведения автор делает природу еще одним действующим лицом, и эту особенность мы часто наблюдаем в народных сказках. На всем пути войско сопровождают тревожные знаки природы, которая отговаривает их вступать в эту войну: ​тревожно кричат птицы, разбуженные грозой, воют волки, отовсюду слышится ​«стон и скрежет в сумраке ночном». ​Природа сочувствует отважным князьям и после поражения: степь поникла, деревья опустили как будто в грусти свои ветви.

Еще одной фольклорной традицией является особая сказовая манера повествования с необычным порядком слов, которую сохранили переводчики «Слова о полку Игореве»:

«. .. Ночь прошла и кровяные зори Возвещают бедствия с утра…»

Вторая битва с половцами была страшной: ​

«Далеко от крови почернев, задымилось поле под ногами».

Интересен и другой фольклорный элемент произведения — мораль. Автор открыто высказывает поучение, ради которого и рассказывается история. Причину поражения русских войск автор видит в том, что Игорь действовал из соображений честолюбия. Автор текста убеждает нас в том, что сила — в единстве. Для Русской земли тогда настали трудные времена. Закончилось то время, когда был однозначный враг. Теперь начались междоусобицы — “князья друг на друга крамолу ковали”. Они делили между собой земли, завоевывали новые города. Со временем этим стали пользоваться враги с окраин Руси. Именно поэтому так важно защищать родную землю сообща, по мнению автора.

Нельзя проигнорировать фольклорный образ Ярославны, которая олицетворяет Родину-мать. Она обращается к ветру, упрекает его в том, что он далеко метает половецкие стрелы, почтительно обращается к Днепру с просьбой, чтобы ее любимый вернулся домой. Она говорит и самим солнцем: просит светило, чтобы оно не обжигало князя своими лучами, не дало ему умереть от жары и жажды. Из-за ее просьб природа помогала Игорю, указывала ему путь к Ярославне. 

Удивительно и то, что не все образы природы настроены дружелюбно. Например, Игорь говорил с рекой Донец о реке Стугне, которая была зла по отношению к людям. В то же время Игорь благодарил Донец за то, что он приютил его временно на своих берегах, что берег от опасности, пока он отдыхал. А река, в свою очередь, рассказала князю, что для Руси его побег принесет много радости.

Таким образом, фольклор в «Слове о полку Игореве» проявляется в различных элементах: в сказовой манере повествования, в четкой дидактической цели поэмы, в народных образах языческих сил природы и многочисленных отсылках к истории и мифологии славян.

Автор: София Ловцова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector