Сочинение: Дворянство в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
(352 слова) Один из самых значимых русских драматургов XVIII столетия, Денис Иванович Фонвизин в 1782 году завершает работу над пьесой «Недоросль», в которой очень ярко и комично изображает представителей российского дворянства.
Действие комедии происходит в деревне Простаковых. Фонвизин одним из первых обращается к приему говорящих фамилий. Простаковы – жена, муж и сын их Митрофан – главные герои пьесы, но не по количеству их реплик или важности фигур, но по силе и яркости сатирического изображения.
Госпожа Простакова, несмотря на то, что она женщина, является как бы главой семьи: она больше всех говорит, чаще приказывает, держит в страхе всех, в особенности своего мужа. Фамилия говорит нам, что, несмотря на статус, она очень простая, «незатейливая»: нет у нее никаких мыслей, идеалов… Да что там, она и читать-то не умеет! Единственное светлое чувство, на которое она способна – это любовь к сыну, да и та не идет ему во благо.
Митрофан – он же недоросль – молодой дворянин, не получивший документа об образовании, не любящий никого, не умеющий ничего, живущий только для своих желаний: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Отец семейства — вообще существо любопытное. Обратим внимание, что если у Простаковой перед именем стоит обращение госпожа, то у самого Простакова нет ни обращения, ни имени. Реплик у него тоже практически нет – всего 36 фраз на всю пьесу — за него все говорит жена. Выражаясь современным языком, можно сказать, что он «просто подкаблучник».
Еще один пример нелицеприятного дворянина – брат госпожи Простаковой Скотинин. Заметим, что и сестра его до замужества была Скотининой, что тоже наложило отпечаток на ее характер. Скотинин – человек малообразованный, интересующийся только своими свиньями и деньгами.
Казалось бы, уже этих деталей вполне достаточно, чтобы составить себе впечатление о дворянстве в целом, и будет оно, мягко говоря, не очень приятным. Но Фонвизин идет дальше и описывает героев, на фоне которых дворянство еще сильнее падает в наших глазах. Молодая бедная девушка Софья, в противоположность Митрофанушке, добра, деятельна, любит своего дядю. Стародум, на контрасте с Простаковыми, очень честный, мудрый и рассудительный, и своего положения добился сам. Правдин со своей говорящей фамилией – укор вечно обманывающим помещикам.
Фонвизин изображает довольно разных дворян по своему полу, возрасту, характеру, но в каждом из них есть такое количество недостатков, чтобы высмеять дворянство всей России, НедоРоссии.