Дуня в повести «Станционный смотритель» (А.С. Пушкин)
«Станционный смотритель» – одно из произведений А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина», рассказывающее о происшествии в жизни мелкого чиновника Самсона Вырина. На него обрушился страшный удар – он потерял дочь и умер, так и не оправившись от случившегося. Образ Авдотьи Самсоновны, дочери смотрителя, в этом произведении чрезвычайно важен. Читатель видит Дуню ещё совсем юной девушкой, даже девочкой, затем застаёт её в столице с гусаром Минским, где она сама и её жизнь круто меняются, а в финале слышит о ней, уже взрослой женщине и матери троих детей, лишь со слов деревенского мальчика Ваньки.
Важно понимать, какие события и как влияли на Дуню и её характер. Так, в самом начале повести герой-рассказчик останавливается на станции Самсона Вырина и восхищается девочкой – его единственной и любимой дочерью, которую отец вынужден воспитывать один после смерти жены. Вырины живут бедно, однако девическая рука смогла устроить скромный мещанский быт, внести в их жильё чистоту и уют:
«Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала».
В силу низкого социального положения девочка не могла получить полноценного образования, однако отец хорошо её воспитал, научил держать себя в обществе других людей, смело и открыто поддерживать любой разговор. Она ко всем добра, со всеми ведёт себя нежно и ласково.
Дуня красива, автор неоднократно акцентирует внимание на её милой внешности, больших голубых глазах. Известно, что все гости, проезжавшие через станцию, восхищались её прелестью. Важно, что девушка отлично понимает, как её красота действует на окружающих, герой-рассказчик не раз называет её «маленькой кокеткой», намекая на её ветреность и девическое легкомыслие.
Всё изменилось, когда Дуня уехала провожать столичного гусара Минского, который неделю пробыл у Выриных под предлогом надуманной болезни, до следующей станции. Он увёз её с собой в Петербург и «…всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте…». Самсон Вырин едет за дочерью и находит её настоящей столичной барыней, одетой «со всей роскошью моды», в шикарной квартире с личной прислугой. Она живёт на содержании Минского и ни в чём не нуждается. Однако визит отца так шокировал дочь, что она упала в обморок. Значит, Дуня все-таки стыдится своего поступка, ей неловко перед родителем. И все же столичная жизнь и любовь большого человека надежно удерживали героиню от возвращения домой или хотя бы поддержания связи с Выриным. Она не смела даже написать ему. Брошенный ею отец не находит себе места и, убитый горем, постепенно спивается.
Когда через несколько лет рассказчик-герой снова приезжает на известную читателю станцию и от жены пивовара узнаёт о смерти Самсона Вырина, деревенский мальчишка Ванька рассказывает ему, что Дуня роскошной барыней с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжала на станцию и, узнав о смерти отца, долго лежала у него на могиле. Известие о его смерти потрясает Дуню, но она слишком поздно понимает, насколько бесчеловечно с ним обошлась, оборвав с ним все связи.
Итак, облик Дуни меняется в течение всей повести, согласно переменам в её образе жизни, однако можно предположить, что в глубине души петербургская барыня остаётся доброй и ласковой дочерью станционного смотрителя. Ведь раскаяние все же пришло к героине, хоть и слишком поздно.
Автор: Фаина Пастернак