Сочинение: Духовные искания Болконского и Безухова (по роману Толстого «Война и мир»)

(750 слов) 18 февраля 1865 года журнал “Русский вестник” впервые опубликовал отрывок из романа-эпопеи “Война и мир”, написанный Львом Николаевичем Толстым. Работа писателя произвела настоящий фурор, причем как в Российской Империи, так и в Европе. О чем же этот роман? И в чем секрет его популярности? Во-первых, на страницах эпопеи отображена нелегкая судьба русского народа в период Отечественной войны 1812 года. Во-вторых, Толстому удалось создать интересные и многогранные образы, из-за которых хочется перечитывать роман снова и снова. Андрей Болконский и Пьер Безухов – одни из наиболее значимых мужских персонажей. Почему их относят к числу любимых героев автора? В чем их сходства и различия?

Князь Андрей Николаевич Болконский – красивый и образованный молодой человек. Он родился в семье знатных и богатых дворян. Его отец – Николай Андреевич – генерал в отставке, довольно черствый и жесткий человек. Старый князь покоряет своим трудолюбием и умом, и одновременно отталкивает неоправданной грубостью к дочери Марье. О матери Андрея не сказано, возможно, она давно умерла.

Андрей Болконский с первого появления выделяется среди остальных героев тем, что ему наскучило светское общество, противны высокомерие и фальшь, которые царили в салонах. Ему так же невыносима тихая семейная жизнь и незначительные общественные занятия. Душа Болконского стремится к подвигам, он мечтает о славе, “о своем Тулоне”. Ведомый этими целями, Андрей отправляется на войну, надеясь обрести свое истинное предназначение:

«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!..»

Однако судьба наносит Болконскому тяжелые удары, которые меняют его внутренне и внешне: смерть жены, разочарование в жизни, затем новая любовь и новое разочарование. Параллельно с воскрешением души Андрея для любви происходит его увлечение иной сферой деятельности — политикой. После феноменальных преобразований в своей деревне, где многие крестьяне обрели свободу, он стал заметной фигурой в либеральном кружке Сперанского — реформатора при Александре Первом. Но постепенно князь осознает, как мелочны и эгоистичны его коллеги. Их разговоры ни к чему не ведут. Получив отказ Наташи, герой снова уходит на фронт и ищет того, кто разрушил его счастье с Наташей — Анатоля Курагина. Но там, в пылу сражений, он наконец-то осознает, что смысл человеческой жизни в сочувствии, любви и помощи другим. К сожалению, вскоре жизнь Болконского прерывается, но перед смертью он прощает Наташу и наслаждается любовью к ней. Его духовные искания закончились просветлением, но после таких открытий человек уже не может жить. «Он слишком хорош» — восклицает Наташа.

Пьер Безухов, как и его лучший друг Андрей, находится в постоянной динамике. В начале романа Пьер представлен как неуклюжий и растерянный человек, который

«не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное».

В отличие от Болконского, Пьер не имеет знатной родословной и поначалу не замечает недоброжелательного отношения в салоне Шерер. Но все меняется, когда он, незаконнорожденный сын, наследует несметные богатства и титул отца. Перед толстым и неуклюжим богачом рассыпаются в кокетстве десятки первых красавиц, а их маменьки зазывают его на чай. Презрение сменяется благоговением и уважением, а сам Пьер настолько ошеломлен, что не живет, а блуждает в тумане: проводит дни в праздности и пьянстве, женится на нелюбимой женщине, дает в долг всем, кто попросит. Эта жизнь заводит его в тупик, и тогда он обретает призвание в масонстве. У него появляется духовный наставник, и Безухов старается стать лучше: проводит реформы в имениях, прощает жену, много читает и узнает. Однако все эти полумеры не удовлетворяют его тяги к совершенству. Со временем он понимает, что светская жизнь слишком обременяет его, и он сбегает от нее: в захваченной французами Москве он переодевается в простого горожанина и забывает о титуле. Там он и проявляет все силу своего характера: спасает девочку из пламени, защищает девушку от французов, пробует убить Наполеона. За свое поведение он попадает в плен и там знакомится с Платоном Каратаевым. Простой солдат учит барина жить в гармонии с собой. Что бы ни случилось, Платон весел и готов помочь товарищу. Видя величие народного характера, Пьер ровняется на него, и за время плена он обретает силы жить дальше так, как он хотел, но не мог долгие годы. Автор оставляет своего героя, когда он женился на Наташе Ростовой, завел детей и обрел призвание в тайном обществе.

Оба героя стремятся найти самих себя, видя истину подальше от светского общества. Оказавшись на войне, они начинают ценить жизнь и обретают ценный опыт. Боль и страдания меняют героев: Андрей становится терпимее, а Пьер сильнее. Духовные искания мужчин приводят их к намеченной цели: Болконский находит смысл жизни и чувствует неземную любовь, преобразившую его; Безухов, напротив, встает на твердую почву и вместо фантазий получает реальные дела и достижения. Он становится проще и счастливее, обретает значимость в кругу семьи. Андрей же уходит из жизни, но просветленным и по-своему радостным.

Автор: Ольга Коновалова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *