Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

(487 слов) Крепостной мужик Герасим — главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Это произведение было впервые опубликовано в 1854 году в журнале «Современник». В то время в России особенно остро и болезненно ощущался крестьянский вопрос — прогрессивное либеральное и радикальное дворянство грезило отменой крепостного права. Тургенев, как приверженец либеральных взглядов, не мог игнорировать эту тему. Так, в образе Герасима нашли отражения лучшие черты крепостного мужика.

С одной стороны, сама внешность Герасима выделяет его среди челяди вдовствующей московской барыни: автор отмечает, что ростом мужик был в 12 вершков, что практически равно двум метрам. Рослый, физически крепкий и сильный, Герасим также отличался твёрдой походкой и суровым выражением заросшего бородой лица, не терпящим возражений; кроме того, Герасим с рождения отличался недугом — был глухонемым. Словом, портрет мужика создаёт о нём впечатление как о суровом и твёрдом человеке, которому чужды эмоции и сантименты.

Внешний вид Герасима располагает к тому, что остальная челядь его побаивается и притом уважает. Никто не рискует открыто в чём-либо противоречить Герасиму и спорить с ним. Например, когда самодурка-барыня поручает дворецкому Гавриле женить пьяницу Капитона Климова на молодой прачке Татьяне, в которую был влюблён Герасим, бедный слуга не понимает, как поступить. Безотчётный страх перед Герасимом мешает ему в точности исполнить приказание барыни. Однако он выходит из ситуации, уговаривая Татьяну притвориться перед Герасимом пьяной. План срабатывает — это отвращает мужика, настроенного против алкоголя и алкоголиков, от Татьяны.

С другой стороны, чистый и светлый внутренний мир Герасима резко контрастирует с его грубой внешностью. В полной мере его характер раскрывается после появления в его жизни собачки Муму. После потери возлюбленной Татьяны животное становится единственным близким и любимым существом Герасима. Он растит её, пряча от глаз барыни и остальной челяди у себя в каморке. В мужике просыпается нежность и сентиментальность любящего хозяина, доброта и эмоциональность. Озлобленная барыня явно не благоволит Муму и требует от неё избавиться. Однако ничто не может разлучить Герасима с его собакой, пока барыня не становится нестерпимо настойчивой.

Особого внимания заслуживает сцена убийства Муму. Герасим ненавидит себя за совершаемый поступок, но не может пойти против воли хозяйки, как человек подневольный, крепостной. Кроме того, ему очевидно, что если не он, то кто-то другой избавится от бедной собаки. Описывая сцены прощания с Муму и утопления, И.С. Тургенев неоднократно отмечает, что Герасим совершал убийство «с каким-то болезненным озлоблением на лице». Особенно трогательны слёзы Герасима, когда он в последний раз кормит собаку вкусной едой и не может сдержать эмоций и внутренней боли от того, что ему придётся совершить. Привязывая кирпичи к Муму и бросая её в воду, мужик отворачивается и крепко зажмуривается, будто не в силах поверить в то, что это он так поступает с единственным любимым живым существом.

Завершая рассуждение, важно отметить, что после смерти Муму Герасим самовольно ушёл от барыни и вернулся в родную деревню. Так выразился его молчаливый протест против самодурства и озлобленности бывшей хозяйки. Таким образом, в Герасиме И.С. Тургенев воплотил лучшие черты русского крепостного мужика — доброту, честность, эмоциональность, силу (физическую и духовную). Пожалуй, будет разумно назвать Герасима собирательным образом русского крестьянина второй половины XIX века.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *