Сочинение: Беликов вчера и сегодня (по рассказу «Человек в футляре»)
(367 слов) Беликов — главный герой знаменитого рассказа Чехова «Человек в футляре». В произведении раскрывается образ этого футлярного человека — во всем ограниченного, тревожного и мнительного заложника своих стереотипов. Автор описал, как один такой горожанин держал в страхе всю общественность. Его нытье и вечные сомнения порабощали людей, воспитанных идеалами свободы и равенства. Только после его смерти они почувствовали облегчение, но потом обнаружили, что вокруг них сотни заложников самых разнообразных футляров. Жизнь осталась той же самой — «не запрещенной циркулярами, но и не разрешенной вполне». Этим писатель доказал, что его герой — вовсе не исключение, а правило, по которому живут десятки уездных городов.
И теперь образ Беликова — не вчерашняя сказка, а сегодняшняя реальность. Многие люди, воспитанные не только на Щедрине, как персонажи рассказа, но и на самом Чехове, все так же раболепствуют перед источником своего страха. А зачастую он один — общественное мнение. Многим жителям маленьких городов становится физически непереносимо от осуждения или простого косого взгляда соседей. Их согражданам из мегаполисов легче, они менее зависимы от социума, но их затягивает семейная или служебная зависимость. Такие люди живут по инерции общественного мнения: куда оно, туда и они. Запреты, расстрелы, аресты — все радикальные меры нравятся им, ведь они направлены на сохранение векового порядка. Беликовы нашего времени, например, всерьез поддержали бы Сталина с его репрессиями против народа, и открыто об этом заявляют. Они ведь и хотят только циркуляров побольше и меньше возможностей для самовыражения и свободы, так как выразить им нечего, а зависимость им нравится. Именно поэтому сейчас стало довольно популярно жаловаться на оскорбление всевозможных чувств и дискриминацию, хотя раньше были те же самые шутки, и никого они не волновали. Нынче же мода на Беликовых, и следить за женщинами на велосипедах стало общественно значимым делом, кому-то даже платят за бдительный надзор. Так и хочется ответить цитатой из рассказа: «Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния» — но уже боишься оскорбить и дискредитировать, чихнув не вовремя и не захватив зонта.
Беликов вчера — это ксенофобия провинции, но Беликов сегодня — это уже культ «благочиния», движение фискалов, которые готовы везде найти угрозу, особенно, если это выгодно. «Как бы чего не вышло» — это уже девиз каждого человека, активно занимающегося своей страницей в социальных сетях. Данная фраза всплывает в голове каждый раз, но не только когда публикуется запись, а когда возникает мысль.